search
main
0

Литература как порождение истории. Проект учебной программы для 9-11-х классов

Значение войны 1812 г. в истории России трудно переоценить. Недооценивают его, пожалуй, только современные методисты, отводящие на тему «Отечественная война 1812 г.» 2 урока истории в 8-м классе. Может быть, изложение хода этой относительно недолгой войны и можно вместить в один урок, а еще урок говорить об исторических последствиях и значении.

История. Уроки 26-27

(См. таблицу).

Однако 1812-14 годы ведь также сопровождались мощным и быстрым ростом общественного самосознания в России. В. В. Зеньковский отмечал, что Отечественная война выдвинула Россию в центр мировой истории; победа над Наполеоном сделала ее сильнейшей державой на континенте. История требовала осмысления. Необходимо было понять связь событий, истинную роль и место России в этих событиях. Ощущение политической мощи поднимало чувство собственного достоинства, а пребывание лучшей части русского общества в Европе ставило вопрос о необходимости привнесения в русскую жизнь некоторых, прежде всего культурных и политических, начал западной цивилизации.

Парадоксы истории: мелкопоместный дворянин Наполеон стал тираническим монархом (при новой жене эрцгерцогине Австрийской возродился императорский двор, родился наследник, при восприятии его в России как ультрареволюционной силы); самодержец Александр стремился к конституционному строю во всей Европе: «Задача заключается в том, чтобы возродить в Европе либеральные идеи и предотвратить ее от варварства…» (письмо Бернадоту). Т. е. оба спорят о том, какой образ придать Европе. Исторический парадокс: политический деятель, поклявшийся в 1799 г. служить республике и свободе, выступал как поработитель, а российский самодержец в обращении к народу призвал защищать «веру, Отечество, свободу!»

Урок 25

Причины поражения Наполеона:

1. Дипломатические неудачи. План: «вывернуть наизнанку» коалиции – всю Европу послать против России, связать России руки на Севере (Швеция) и на Юге (Турция). Однако Александр своевременно заключил мир с правителем Швеции Бернадотом и Кутузов – мир с Турцией.

2. У Наполеона не было четкого плана кампании.

Ш Е. Тарле: «В Смоленске он говорил одно, наблюдая из Кремля пожар Москвы, – другое, во время отступления великой армии – третье… Между Дрезденом и переходами через Неман он явно обращался мыслью к любимому предмету своих мечтаний – к Востоку, к завоеванию Индии […] Могло случиться, что эта война была бы последней из его европейских войн и первой из азиатских; могло случиться и так, что на первый раз пришлось бы кончить поход в Смоленске и отложить продолжение (т. е. Москву и Петербург) на следующий год… о Ганге и Индии он говорил с Нарбонном, об остановке в Смоленске – с маршалами».

Ш «Солдаты! Вторая польская война началась!» (Прокомментируйте эту фразу Наполеона из воззвания перед вступлением в Россию. Предполагалось, что русские войска сразу вступят в Польшу, будут окружены и разбиты; Польская кампания была краткой и очень успешной. В действительности французская армия была не готова к холодам и действиям на обширной территории).

Ш После трехдневного перехода и занятия Вильно Наполеон задержался там на 18 дней. Темп был потерян, «блиц-крига» не получилось. На каждом этапе ждал послов от Александра. Дипломатический маневр: посол Балашов. Наполеон воспринял как свидетельство слабости России.

3. Стратегия «решающего сражения». Русское командование учитывало стиль Наполеона и умело противостояло ему.

4. Верно избранная тактика Михаила Богдановича Барклая-де-Толли (1761-1818). (Чей девиз, начертанный на родовом гербе, гласил: «Верность и терпение»? Насколько верен был этому девизу герой войны 1812 г.?)

5. Мужество и стойкость русских войск; нравственная победа под Бородином.

6. Народный характер войны. Наполеон: «Дайте мне знать, какого рода декреты и прокламации нужны, чтобы возбудить в России мятеж крестьян и сплотить их?». Попытки Наполеона привлечь на свою сторону русских крестьян обещанием освобождения закончились провалом: они жгли свои дома и зерно, чтобы не оставлять его врагу, и уходили в леса. Е. Тарле: «Не только он, но буквально никто в Европе не предвидел, до каких высот героизма способен подняться русский народ, когда дело идет о защите родины от наглого, ничем не вызванного вторжения. Никто не предвидел, что русские крестьяне обратят весь центр своей страны в сплошную выжженную пустыню, но ни за что не покорятся завоевателю». Можно, конечно, в этой связи вспомнить и Толстого, его знаменитую «дубину народной войны», и многое другое – все будет справедливо. Фрагменты из «Войны и мира» (то, что касается Кутузова, размышлений о народной войне, описания Бородинского боя и др.) вообще, безусловно, следует привлекать как материалы, предвосхищая основательное изучение этого произведения.

7. Полководческий талант Кутузова (?) представляет собой серьезную историческую проблему. Существуют по меньшей мере 4 трактовки роли Кутузова в войне 1812 г.: 1) «официальная»: Кутузов – ученик Суворова и наследник великих боевых традиций русской армии, «спаситель Отечества». Война была выиграна благодаря своевременному назначению его главнокомандующим накануне Бородинского сражения; 2) Кутузов – старый, слабый, но мудрый человек, истинный патриот, предвидящий гибель французской армии и не мешающий естественному ходу истории (Л. Толстой); 3) Кутузов – ничтожная личность, интриган и бездарный полководец, следовавший системе Барклая-де-Толли и воспользовавшийся ее плодами: «Князя Кутузова больше нет – никто его не видит: он все лежит и много спит! Солдаты презирают и ненавидят его. Он ни на что не решается; молоденькая девочка, одетая казачком, много занимает его… Необходимо для предотвращения мятежа отозвать и наказать этого старого болвана и царедворца; иначе произойдут неисчислимые бедствия. Кутузов – старая баба, сплетница. Потерял голову» (граф Растопчин); 4) Кутузов – убежденный масон, предатель интересов Отечества, не воспользовавшийся плодами успеха под Бородином, едва не заключивший мира с Наполеоном и несколько раз умышленно упустивший возможность разгрома французской армии (В. Ф. Иванов).

Итог: Решение о начале войны с Россией Наполеон признал позднее своей фатальной ошибкой. (Из воззвания Наполеона к солдатам: «Рок влечет за собою Россию; ее судьбы должны свершиться»). Судьбы свершились, однако Наполеон впервые выступил как орудие Рока: не он управлял судьбами (так лишь казалось), но история управляла им. Ранее он говорил: в древности был Рок, а теперь Рок – это политика, подразумевая, что политику вершит он сам. Все его действия, начиная с выступления из Смоленска, были вынужденными.

Плоды 1812 г. – это и великая русская литература, и русская философия XIX в., т. е. война эта имела культурное значение. Раскрыть его – задача интегрированных уроков, на которых война и связанные с ней исторические сюжеты рассматриваются через известные литературные произведения – от Д. Давыдова до Лермонтова. В плане литературы эти уроки являются естественным продолжением предыдущих – посвященных теме истории и 1812 г. у Жуковского и Батюшкова.

Вот пример исторического комментария к стихотворению «Бородино».

«Мы долго молча отступали»?

Задание: на основе стихотворения «Бородино» проиллюстрировать с помощью цитат ход войны 1812 г., восстановить некоторые подробности Бородинского сражения. Насколько исторически точно изложение событий у Лермонтова?

«Французы двинулись, как тучи». Фраза подходит как для начала Бородинского сражения, так и для начала всей кампании. Ср. у А.З.Манфреда: «Огромная, беспримерная по масштабам того времени армия Наполеона, вторгшаяся в пределы далекой от нее страны, была армией агрессии, насилия и порабощения [считая себя, впрочем, выполняющей культурную задачу]. Она надвигалась, как черная грозная туча, готовая все испепелить, все уничтожить».

«Мы долго молча отступали». Какой этап войны отражают эти строки? С. М. Соловьев: «Система отступлений или «ретроградных линий», которая была принята императором Александром, не была тайною еще до начала войны и подвергалась обсуждению в разных местах, с разных точек зрения… Самое сильное возражение было одно: войско, которое постоянно отступает, падает духом». Еще шведский принц Бернадот советовал Александру через русского посла: «Я прошу императора не давать генеральных сражений, маневрировать, отступать, длить войну – вот лучший способ действия против французской армии». С. Ф. Платонов: «Так рассуждали многие, но Барклай яснее всех понимал, как именно следует исполнить отступление и до каких пор его вести».

«Ворчали старики… Не смеют, что ли, командиры чужие изорвать мундиры о русские штыки?» Действительно, солдаты были настроены на решительное сражение. Е. Тарле: «Русские оказывали геройское сопротивление, солдат приходилось и просьбами и прямо угрозами отводить в тыл: они не желали исполнять приказов об отступлении».

Английские газеты писали о неизбежности близкого поражения русских. Меттерних: «Я вижу потерю европейского существования России… Я отрицаю возможность, чтоб те самые люди, которые поставили государство у края гибели, могли вывести его из этого положения».

Бородинский бой:

«И все на наш редут» – о каком моменте Бородинского сражения здесь идет речь? Шевардинский редут был передовой укрепленной позицией русских войск. Он был атакован первым и после упорного сопротивления взят штыковой атакой. Французы были удивлены, что русские канониры не бежали, хотя у них была такая возможность, но вели огонь до последнего, целовали пушки и умирали на месте.

«Уланы с пестрыми значками, драгуны с конскими хвостами». Что за значки? Какие хвосты? Какое значение имеют эти детали?

«И ядрам пролетать мешала гора кровавых тел». Бородино – самое кровопролитное и ожесточенное сражение из известных до него. Было убито с обеих сторон не менее 100 тыс. человек. Пленных не было. Французы потеряли более 10 генералов, Россия – 4.

«Ребята! Не Москва ль за нами?» Кто и в какой момент битвы произнес эту фразу? Фраза приписывается Багратиону, защищавшему Семеновские флеши. В течение нескольких часов эти флеши переходили из рук в руки. На одном этом участке гремело около 700 пушек.

«И отступили басурманы». Поле боя осталось за французами: они несколько оттеснили русские позиции, но вечером оставили взятые ими укрепления и ушли ночевать в свой лагерь. Обе стороны считали себя победителями.

«Были все готовы заутра бой затеять новый». Почему не было дано еще одно сражение? Можно ли было победить в нем? Александр I – Бернадоту: «Случилось то, чего я боялся. Князь Кутузов не сумел воспользоваться прекрасною победою 26 августа. Неприятель, потерпевший страшные потери, в шесть часов после обеда прекратил огонь и отступил за несколько верст, оставляя нам поле битвы. У Кутузова не достало смелости напасть на него в свою очередь». Основным мотивом, руководившим Кутузовым, было известие о потере половины личного состава. По плану Барклая, даже Бородинское сражение было ненужным.

«Не даром Москва, спаленная пожаром, французу отдана?» Наполеон: «Я должен был бы умереть сразу же после вступления в Москву». Поджог Москвы психологически подействовал на Наполеона и французскую армию сильнее, чем все боевые потери. Это был знак, что борьба ведется не на жизнь, а на смерть. Могла ли Москва быть сохранена? Вероятно, да. Однако, именно оставленная и сожженная, Москва окончательно переломила ход войны.

«Не будь на то Господня воля, не отдали б Москвы». Москва стала своего рода искупительной жертвой, смертью, попирающей смерть, после которой война могла закончиться уже только полным разгромом Наполеона.

Итак, в стихотворении «Бородино» дана не только историческая картина Бородинского сражения, но и общий ход войны 1812 г.

Продолжение следует

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте