Русские в Париже и французы в Москве – тема весьма любопытная для сравнения. По идее, поход Наполеона, с европоцентристской точки зрения, – это наступление передовой цивилизации на отсталую «варварскую» страну.
Уроки 28
(См. таблицу 1).
Литература
Необходимо, чтобы на этой вводной лекции каждый ученик располагал кратким хронологическим списком. Это значительно облегчит восприятие.
Русский романтизм. Хронология. (Основные произведения)
1808 – Жуковский. «Людмила» (баллада).
1812 – Жуковский. «Светлана» (баллада). «Певец во стане русских воинов» (песня).
1814 – К. Н. Батюшков. «Тень друга» (элегия). «К Дашкову» (послание). «Переход через Рейн» и др. Жуковский. «Эолова арфа» (баллада). П.А. Катенин. «Наташа» (баллада).
1815 – Катенин. «Убийца» (баллада).
1819 – Жуковский. «Невыразимое» (отрывок).
1820 – Пушкин. «Руслан и Людмила» (поэма). П.А. Вяземский. «Волнение», «Негодование» и др. элегии. Е.А. Баратынский. «Ропот», «Разлука», «Финляндия» и др. элегии.
1821 – Пушкин. «Кавказский пленник» (поэма). Жуковский. «Лалла Рук» (баллада).
1822 – В.Ф. Одоевский. «Странный человек» (рассказ).
1823 – Пушкин. «Бахчисарайский фонтан» (поэма). Баратынский. «Признание» и др. элегии.
1824 – Пушкин. «Цыганы» (поэма). И. И. Козлов. «Чернец» (поэма). Вяземский. «Разговор между издателем и классиком» (статья; предисловие к «Бахчисарайскому фонтану», первый манифест русского романтизма).
1825 – Рылеев. «Думы». «Войнаровский» (поэма).
1826 – Баратынский. «Эда» (поэма).
1826 – 1834 – Н.А. Полевой. Рассказы и повести.
1827 – Баратынский. «Стихотворения». А.И. Подолинский. «Див и Пери» (поэма).
1827 – 1829 – Н. М. Языков. Песни.
1828 – Пушкин. «Полтава» (поэма). Баратынский. «Бал» (поэма). А. Погорельский. «Двойник, или Мои вечера в Малороссии» (повести).
1829 – М. Н. Загоскин. «Юрий Милославский, или Русские в 1612 году» (роман). А.Ф. Вельтман. «Беглец» (поэма). Подолинский. «Борский» (поэма). А. Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители» (сказка).
1831 – Вельтман. «Муромские леса» (поэма).
1831-32 – Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки» (повести). Вельтман. «Странник» (роман).
1832 – В. И. Даль. «Русские сказки». Н. А. Полевой. «Клятва при гробе Господнем» (роман).
1831 – 33 И. И. Лажечников. «Последний Новик» (роман).
1832 – 34 А. А. Бестужев-Марлинский. «Русские повести и рассказы».
1833 – Н. М. Языков. Стихотворения. Пушкин. Сказки. Вельтман. «Кощей Бессмертный» (роман).
1834 – Пушкин. «Пиковая дама» (повесть). В. Г. Белинский. Литературные мечтания (статья).
1835 – Н. Ф. Павлов. Три повести. Лажечников. «Ледяной дом» (роман). В. Г. Бенедиктов. Стихотворения. Белинский. «О русской повести и повестях г. Гоголя» (статья).
1835 – 36 М. Ю. Лермонтов. «Маскарад» (драма).
1836 – Лермонтов. «Песня про купца Калашникова» (поэма).
1839 – Лермонтов. «Демон» (8-я редакция). «Мцыри» (поэмы).
1841 – А. К. Толстой. «Упырь» (повесть).
1844 – В. Ф. Одоевский. «Русские ночи» (повести).
План лекции
1. Эволюция жанров: от баллады, элегии, песни, идиллии, думы – к поэме
– Романтизм в России начинается с малых жанров, в каждом из которых есть свои лидеры:
Идиллия, песня (А. Ф. Мерзляков, А. А. Дельвиг, Ф. Н. Глинка, А. В. Кольцов, Н. М. Языков). Элегия, баллада, отрывок (В. А. Жуковский, П. А. Катенин, П. А. Вяземский, А. С. Пушкин, Е. А. Баратынский). Лирическое послание (К. Н. Батюшков, А. С. Пушкин). Лирическая (романтическая) поэма (А. С. Пушкин, Е. А. Баратынский, В. А. Жуковский, И. И. Козлов, А. И. Подолинский, А. Ф. Вельтман, М. Ю. Лермонтов). Историческая поэма (А. С. Пушкин, К. Ф. Рылеев, М. Ю. Лермонтов). Романтическая драма (А. С. Хомяков, В. К. Кюхельбекер, М. Ю. Лермонтов). Романтическая повесть (В. А. Жуковский, Е. А. Баратынский, В. Ф. Одоевский, Н. А. Полевой, Н. Ф. Павлов, А. А. Бестужев-Марлинский, М. Ю. Лермонтов, А. К. Толстой). Новеллистическая сказка (А. Погорельский, Н. В. Гоголь, В. Ф. Одоевский). Исторический роман (М. Н. Загоскин, А. С. Пушкин, И. И. Лажечников, А. Ф. Вельтман). Психологический роман (М. Ю. Лермонтов).
– Жанры эволюционируют, т.е. простые развиваются, накапливая внутри себя материал для поэмы как сложного синтетического жанра; от поэмы же заметно движение к малым прозаическим формам и, наконец, к роману как основному романтическому жанру (согласно Ф. Шлегелю). Это можно представить в виде схемы (см. рис.).
2. Персоналии. (В обзорной лекции уместно упомянуть писателей и поэтов, творчество которых не может быть рассмотрено достаточно подробно в рамках школьного курса).
– П. А. Катенин (1792 – 1853). У него одного из первых проявляется общая для многих после 1812 г. тенденция понять русский тип культуры как самостоятельный. Поиски опоры в поэтике русского фольклора, древнерусских памятниках и стилистике простонародной речи (ее резкости, обнаженности, грубости). Катенин первым нашел подлинный драматизм в национальном материале.
– Е. А. Баратынский (1800 – 1844). Пушкин: «Первые произведения Баратынского были элегии, и в этом роде он первенствует». По поводу «Признания»: Баратынский – прелесть и чудо. «Признание» – совершенство». Философский романтизм, поэзия мысли. Лирический герой элегий Баратынского индивидуален, это не набор романтических масок и мотивов преждевременного увядания, разочарования в жизни и уходящей молодости, а чувства живого человека. Точные определения, трезвый анализ чувств, психологизм. Очень трезвая самооценка, Белинский: «Нельзя лучше, чем он сам»: «Мой дар убог…», «Не ослеплен я музою своею…» Мельгунов: «Баратынский по преимуществу поэт элегический, но в своем втором периоде возвел свою личную грусть до общего, философского значения, сделался элегическим поэтом современного человечества». Поэмы Баратынского, по общему мнению, уступали его элегиям и казались «странными».
– В. К. Кюхельбекер (1797 – 1846).
Незаслуженно забытый автор уникального произведения, весьма редкого по жанру – мистерии «Ижорский». Эта драма создавалась в течение 15 лет (1826 – 1841) и благодаря этому вобрала в себя почти все развитие русского романтизма – и на уровне сюжета, и на уровне композиции образов, и на уровне эволюции главного героя. Будучи немцем по происхождению, Кюхельбекер сумел органично выразить и передать некоторые моменты, характерные для эстетики немецкого романтизма. «Ижорский» стал русским аналогом «Фауста», не уступая местами – ни по драматизму, ни по идейному напряжению – знаменитому шедевру Гете.
3. Лирическая поэма как итог романтической поэзии
– В 20-е гг. ведущим жанром романтизма становится поэма. Другие (малые) жанры вливаются в состав поэмы. В.К. Кюхельбекер в 1824 г. выступает с критикой жанра элегии как формы субъективной и узкой, не вмещающей современного исторического и гражданского содержания. В центре внимания поэмы судьба героя, проходящего последовательно некоторые этапы жизненного пути.
История
Русские в Париже и французы в Москве – тема весьма любопытная для сравнения. По идее, поход Наполеона, с европоцентристской точки зрения, – это наступление передовой цивилизации на отсталую «варварскую» страну. Сравним, однако, воспоминания очевидца – Ф. Р. де Шатобриана о русских в Париже, речь Александра I перед депутацией муниципалитета с тем, что пишут историки Е. Тарле и Э. Дрио о пребывании французов в Москве и попробуем решить: с чьей стороны проявилось варварство, а с чьей – культура (см. таблицу 2).
Факты говорят сами за себя. Вывод напрашивается, не правда ли?
Продолжение следует
Эволюция романтических жанров (схема)
Таблица 1
Комментарии