Во время Отечественной войны стал проявлять склонность к мистицизму и царь Александр I. В России возникло тогда отделение Британского Библейского Общества; сверху стало насаждаться некое «универсальное христианство», была официально запрещена критика западных исповеданий.
Уроки 30-31
(См. таблицу).
История
Мистицизм Александровской эпохи
Мистическая поэзия Жуковского возникает в начале XIX отнюдь не случайно. Увлечение мистикой было всеобщим.
Во время Отечественной войны стал проявлять склонность к мистицизму и царь Александр I. В России возникло тогда отделение Британского Библейского Общества; сверху стало насаждаться некое «универсальное христианство», была официально запрещена критика западных исповеданий. В. В. Зеньковский отмечал: «Во всей духовной атмосфере этого времени чувствовалось торжество «бесцерковного христианства», ярко представленного квакерами, имевшими тогда очень большой успех и у Александра I, и во всем религиозном движении того времени».
П. Н. Сакулин в своей книге об Одоевском выделяет три периода в развитии мистицизма в России: «в Екатерининскую эпоху в мистике преобладал филантропизм, в Александровскую эпоху – религиозная созерцательность, в 30-е годы вносится элемент социальности». Эта довольно удачная схема верна, лишь поскольку дело идет о том, что преобладало в русском мистицизме в разные эпохи, но, конечно, все указанные моменты наличествовали во все эпохи, но лишь в разной пропорции.
Тайные общества
Краткие (по необходимости) моменты истории тайных обществ в России в первой четверти XIX в. можно рассмотреть на примере двух биографий будущих декабристов.
Павел Пестель
К моменту вступления в тайное общество офицеров Семеновского полка адъютант князя Витгенштейна организует общество по образцу итальянских карбонариев. Человек железной воли и колоссального честолюбия. Пестель – поклонник эпохи Конвента и революционного правительства Франции 1793 г. Убежденный республиканец. В 1820 г. на квартире Ф. Н. Глинки в Петербурге диспут: какая из форм правления является наилучшей – республика или конституционная монархия? После отправки Семеновского полка из Петербурга и фактического прекращения действий коренного совета в Петербурге Пестель отказался распускать Южное отделение Союза благоденствия. На съездах в Киеве в 1822, 1823, 1824 и 1825 гг. активно обсуждался вопрос о цареубийстве. Пестель настаивал не только на этом, но и на истреблении всей царствующей фамилии. С. Муравьев-Апостол возражал ему. В споре с поляками Пестель соглашался восстановить только этнографическую Польшу с литовскими землями, без Малороссии. Под влиянием взглядов Детю де Траси Пестель считал несовместимым народовластие и монархию. Он планировал, уничтожив царскую семью, создать военную диктатуру в виде временного правительства из 5 директоров, которое за 8-10 лет должно превратить Россию в жестко централизованную, политически единородную республику с устранением всех автономий и ликвидацией местных языков. Законодательная власть республики отдавалась избранному вечу. Православие собирался оставить государственной религией как средство для управления народом. В магометанство планировал государственное вмешательство с предоставлением прав женщинам. Евреев как эксплуататоров крестьян намеревался выслать в Палестину, оказав им военную поддержку. Аграрная реформа с разделением земли на общественную (в общем управлении) и казенные земли, которые могли эксплуатироваться казной или раздаваться частным лицам.
Михаил Николаевич Муравьев
Вступая в ряды Союза спасения наотрез отказался принимать масонскую присягу, заявив, что этот устав годен разве что для разбойников муромских лесов, но не для культурного общества с политическими целями. В период закладки первого камня в основание Храма Христа Спасителя гвардия находилась в Москве и там происходили длительные дебаты. М. Н. Муравьев резко выступал против принципов Пестеля. В результате был создан новый устав по образцу немецкого тугенбунда (общество за культурное и политическое возрождение Германии). Члены общества группировались в «управы», делами «коренной управы» в Петербурге заведовал «коренной совет». Устав – Зеленая книга – был известен всем членам общества. (Вопрос: что давало изменение названия? Что означало слово «благоденствие»?)
Устав Союза благоденствия:
§1. … «Союз благоденствия» в святую себе вменяет обязанность распространением между соотечественниками истинных правил нравственности и просвещения споспешествовать правительству к возведению России на степень величия и благоденствия, к коей она своим Творцом предназначена».
(Вопрос: Чем вызвана тайность обоих Союзов? Одинакова ли была степень секретности?)
§2. Имея целью благо отечества, союз не скрывает оной от благомыслящих граждан, но для избежания злобы и зависти действия оного должны производиться втайне.
§3. В нем говорилось, что Союз не ставит своей целью немедленное «излечение ран».
§4. Опираясь на некоторые цитаты из наказа Екатерины II, обосновывалась первичность изменения нравов перед изменением законов.
Деятельность Союза благоденствия: филантропическая – не иметь рабов, помогать крестьянам (активная работа Н.И.Тургенева); просветительская – активен М.Ф.Орлов; судебная (улучшение правосудия) – Н.И.Тургенев, Пущин, Рылеев – оставление военной службы и вступление в службу судебную; экономическая – об улучшении финансового положения России.
1820 г.: возмущение в Семеновском полку, отклонение Варшавским сеймом всех законопроектов Александра I, революции в Европе. Почему Александр I не принимал вовремя строгих мер в отношении тайных обществ? (Не мне их судить; вполне благонамеренная цель Союза благоденствия).
Александр I о тайных обществах (8.02.1821 – князю Голицыну): «…Принципы разрушения, как враги престолов, направлены еще более против христианской веры… главная цель, ими преследуемая, идет к достижению сего, на что у меня имеются тысячи и тысячи неопровержимых доказательств. Прошу не сомневаться, что все эти люди соединились в один общий заговор, разбившись на отдельные группы и общества, о действиях которых у меня все документы налицо, и мне известно, что все они действуют солидарно. С тех пор, как они убедились, что новый курс политики кабинетов более не тот, чем прежде, … что принципом для руководства стали основы христианского учения, с этого момента все общества и секты… поклялись отомстить правительствам… Все революционеры еще более ожесточены против учения Христа, которое они особенно преследуют». Указом 1 августа 1822 г. все тайные общества, в том числе масонские ложи, были запрещены.
Один из планов Северного общества (конституция Никиты Муравьева) расчленить Россию на отдельные республики (12-15 автономных провинций).
Заговорщики собирались заставить Сенат:
1) издать манифест о чрезвычайной ситуации, для разрешения которой приглашаются люди всех сословий
2) учредить временное правление с участием Сперанского, Мордвинова и Ермолова (Продолжение см. след. Уроки)
Литература
Вопросы:
1. Элегии Жуковского («Сельское кладбище» (1802) «Вечер» (1806).
– «Не Пушкин, а Жуковский первый на Руси выговорил элегическим языком жалобы человека на жизнь… Жуковский был первым поэтом на Руси, которого поэзия вышла из жизни… До Жуковского на Руси никто и не подозревал, чтоб жизнь человека могла быть в тесной связи его с поэзиею и чтоб произведения поэта могли быть вместе и лучшею его биографиею». (Белинский). Вопрос: на что «жалуется» Жуковский в своих элегиях? Как точнее определить то лирическое настроение, которым продиктованы элегии?
2. Баллады Жуковского: сюжеты, образы, язык. Романтический стиль и религиозные мотивы. («Людмила», «Светлана», «Эолова арфа»).
– В.Г. Белинский писал в 1843 г.: «Первою балладою, обратившею на Жуковского общее внимание, была «Людмила»… Стихи этой баллады не могли не удивить всех своею легкостию, звучностию, а главное своим складом, совершенно небывалым, новым и оригинальным… Тогдашнее общество бессознательно почувствовало в этой балладе новый дух творчества, новый мир поэзии – и общество не ошиблось. Вопрос: В чем заключалась отмеченная критиком новизна художественного мира Жуковского?
3. Протасовский цикл. Мистико-романтическое настроение стиха («Голос с того света», «Лалла рук», «19 марта 1823»).
– На свете много прекрасного и без счастия! Ж – Т 4.08.1815. Радоваться не своим личным счастьем милых нам людей, есть самое чистое наслаждение. 1840. Между этими двумя высказываниями – 25 лет жизни. Приведите примеры из биографии Жуковского, иллюстрирующие эти выстраданные убеждения поэта.
4. Тема иного мира в лирике Батюшкова («Тень друга») и Жуковского.
– Что дало основания Г. А. Гуковскому ввести термин «поэтика прикосновения» применительно к мистическим стихам Жуковского? В чем смысл этого понятия?
– Графиня Блудова о Жуковском: «И по временам его рассказы касались чудесных случаев, и он умел уносить вас в область загробную или в поднебесную высь с таким полным убеждением, что иногда он казался таким же странным и почти сверхъестественным, как лица в его рассказах». Как этот отзыв характеризует поэта?
5. Единство эстетического и политического консерватизма Жуковского.
– Что же будет с нашим бедным отечеством, если мы все без изъятия будем пренебрегать его и восхищаться всем, что только не наше. Кому же и сделать любезным русское, как не людям с талантом… – Жуковский – А. И. Тургеневу. 4.12.1810.
– Жуковский всю жизнь был верующим и воцерковленным человеком. В отличие от большинства своих сверстников и молодых друзей, он также всю жизнь оставался убежденным монархистом, сторонником тех политических, церковных и государственных форм, которые исторически сложились в России. В какой мере и как его убеждения влияли на его творчество?
Итоги:
XVIII век вытеснил религию на периферию светской жизни. Верить значило уподобляться «непросвещенному» простонародью. Благодаря романтическим балладам Жуковского религия стала возвращаться в культуру. Баллады Жуковского, эстетизируя религиозное чувство, предметы культа, возвращают религии таинственность, глубину, привлекательность. Религия приходит к образованному русскому человеку постпетровской и постекатерининской эпохи через эстетику.
Возвращение религии в культуру становится возможным благодаря теме смерти и эстетике ужасного, а также мистике любви. Именно эстетизация смерти и ужаса, с одной стороны, заставляет искать некое эстетическое же противоядие. Таким противоядием становятся любовь, вера.
Батюшков любил жизнь с ее чувственными радостями и закончил мрачными мыслями о смерти. Сошел с ума.
Жуковский с самого начала любил смерть, начал свой путь в литературе описанием кладбища и закончил великим гимном жизни и молодости, оправданием жизни и истории – «Царскосельским Лебедем».
Эстетизация прошлого. Предпочтение прошлого настоящему – это и есть консерватизм, истинный, противный всякому прогрессу, не признающий его. До середины XIX века «консервативный» было альтернативой «прогрессивному», а не «либеральному», как до сих пор.
Если нет прогресса, то у современности нет оправдания. Современность пуста, бездуховна, суетна – попросту нереальна.
Реально только прошлое – история и «невыразимые» символы.
Комментарии