Уроки 20-21
(См. таблицу)
Литература
В XIX столетии будет многое неясно, если с самого начала не разобраться с таким значимым для европейской и русской культур понятием, как романтизм. Естественно, учитель должен ввести в эту объемистую тему, и здесь без лекции не обойтись.
Примерный план лекции “Европейский романтизм”:
1. Что такое романтизм? Смысл понятия. “Германское” и “романское” начала западноевропейской культуры.
2. Средневековый “роман”. Средневековая культура Европы. Противопоставленность романтизма, романтического образа средневековья – веку и ценностям Просвещения.
3. Влияние немецкого идеализма (Фихте, Шеллинг, Шлейермахер, Гегель, Шопенгауэр) на становление романтического мировоззрения.
4. Романтизм как художественное направление. Этапы исторического развития: предромантизм (70-80-е гг. XVIII в.): ранний Гете, Шиллер, Гельдерлин, Дж. Макферсон (“Песни Оссиана”), Блейк; ранний романтизм (90-е гг.): Иенская и Озерная школы, Шатобриан, Констан и др.; романтизм 10-х гг. (Байрон, Шелли, Скотт, фон Клейст, Гофман); поздний романтизм (30-40-е гг.: Гюго, Ж. Санд, Гейне и др.).
5. Черты литературного романтизма:
– Романтический герой (героиня)
– Природа в восприятии и изображении романтиков
– Искусство в восприятии и изображении романтиков
– Любовь и дружба в восприятии и изображении романтиков
– Отношение романтиков к познанию (Бога, мира, человека, судьбы и др.).
Некоторые тезисы:
Слово “романтический” имеет давнюю историю. С середины XVII в. в Англии употребляют его в значении экстравагантный, фантастический, нереальный. Затем, в XVIII в., во Франции и Германии – в значении нерациональный, чувственный, внутренний, личный. Наконец, к концу XVIII это слово связывается со средневековьем. Романтизм – это также, помимо литературы, философия, музыка, живопись.
Проблема личности – центральная для романтизма. Абсолютизация личности. Идеал романтической личности – гений, творческий дар которого делает его всемогущим, подобным Творцу мира. Личность мыслится как средоточие духовности, как единственный возможный источник преобразования мира.
Индивидуализм. Романтическое одиночество. “Мне приходится почти опасаться, что в этом стремлении обходиться только самим собою… человек… превратится в ничто и исчезнет” (Л. Тик).
Романтическое двоемирие: “С одной стороны, духовное царство, завершенное в себе… С другой стороны, перед нами царство внешнего как такового, освобожденного от прочного единства с духом” (Гегель).
Эволюция романтического героя: “целостный человек”, “искатель”, “энтузиаст” становится героем отчужденным, расщепляется на одинокого мечтателя, непризнанного художника, разочарованного скитальца, отчаявшегося бунтаря, холодного нигилиста, испытывающего “любопытство ко злу” (Мюссе). Поздний романтизм предполагает противостояние личности объективному миру и социуму. Традиционный романтический конфликт между героем и не соответствующим его требованиям, но навязывающим ему свои правила миром. Отпавший и противопоставленный миру герой идеализируется, его субъективность разрастается и грозит заслонить собой все человечество. Однако в бунте романтического героя всегда сохраняется жажда гармонии, тоска по утраченной простоте и целостности. Бунт и зло вообще для романтика – предмет познания. Мельмот, Манфред, байроновский и гофмановский герой исследуют зло как путь к достижению полноты жизни и расплачиваются за неверный выбор пути.
“Байроновский герой”. Он всегда чужой “strange” среди людей. Часто он – человек, презревший законы и моральные запреты, разбойник, пират, но в глубине его ожесточившегося сердца не умерло благородство. Его последняя надежда, последнее, что связывает с этим миром, – любовь. Эта любовь всегда несчастлива и трагична. Гибель любви – последний акт романтической трагедии.
Принцип психологизма. Прием интроспекции. Вертер, Генрих фон Офтердинген, Рене, Адольф, Чайльд Гарольд не столько действуют, сколько наблюдают за собой и анализируют себя и в то же время становятся объектом анализа либо со стороны других персонажей, либо со стороны автора.
Искусство универсально, в идеале – это синтез философского и художественного познания.
Искусство не подражает действительности, а преобразует ее (А. Шлегель, 1798). Поэзия на деле есть абсолютно реальное… Чем ближе к поэзии, тем ближе к действительности” (Новалис). Таким образом, искусство теургично: “Поэт и жрец были вначале одно, и лишь последующие времена разлучили их. Однако истинный поэт всегда оставался жрецом, а истинный жрец – поэтом. И не должно ли грядущее привести к старому состоянию вещей?” (Новалис).
Мифологизм романтиков: обрабатывали, переосмысливали – создавали свои (мифотворчество, Шеллинг). “Роман есть история в свободной форме, как бы мифология истории… Мы живем в огромном романе…” (Новалис).
Утопизм. Романтизм создал несколько утопий: утопию красоты, утопию самодостаточности личности, утопию национального единства, утопию природы, утопию идеальной революции.
Для Байрона поэт – не маг, не жрец, не пророк и не мечтатель-утопист, он скорее бунтарь и трибун, лицо общественное.
Романтические жанры. Ф. Шлегель ведущим жанром современности назвал роман. Роман в наибольшей степени отвечает требованиям универсальности, т.к. способен охватить самые разные стороны реальности. Роман – “энциклопедия всей духовной жизни гениального индивидуума”.
1) В.Скотт создал образцы исторического романа (а также исторической поэмы). Романтики первыми осознали и сформулировали принцип историзма (в противовес просветительскому энциклопедизму и унитаризму). Их внимание привлекали отдельные нации, особенности национальной истории, национального уклада, быта, одежды, национальное прошлое в целом. Гюго (1827) выступил с требованием учета колорита места и времени.
2) Лирическая (романтическая) поэма: Байрон. “Паломничества…”, “Гяур”, “Корсар” и др.
3) Романтическая драма: Байрон “Каин”, “Манфред” и др.
4) Психологическая повесть (Б. Констан. “Адольф”).
Л. Тик создал жанр 5) новеллы-сказки (“Белокурый Экберт”) и 6) комедии-сказки (“Кот в сапогах”, “Мир наизнанку”, “Принц Зербино”).
Романтический стиль. Гротеск. Смешение смешного и страшного (Гофман, Гюго). Гротеск – одно из проявлений романтической теории контрастов. Они воспринимают действительность в резких диссонансах, незавершенности, в отличие от классицистской ясности, гармоничности и завершенности. Отсюда – жанр и принцип 7) фрагмента. Романтическая ирония.
В одном мгновенье видеть
вечность,
Огромный мир – в зерне песка,
В единой горсти – бесконечность
И небо – в чашечке цветка.
У.Блейк
Познание мира – это прежде всего самопознание.
Истина мира раскрывается прежде всего через любовь, природу, искусство. Мир раскрывается через природу и искусство. Искусство снимает противоречие между частным и всеобщим, конечным и бесконечным (Вакенродер. 1773 – 1798).
Жизнетворчество: построение в жизни художественных образов и разыгрывание эстетически организованных сюжетов. Казалось, что история творится энергией и человеческим величием героев (Наполеон, Боливар).
Для удобства можно предложить ознакомиться с хронологией романтизма (список, разумеется, неполный). В списке выделены те авторы и произведения, которые рекомендуются (на выбор) для внеклассного прочтения с последующим их обсуждением на семинаре:
Хронология романтизма:
1774 – Гете. “Страдания юного Вертера”.
1789 – “Песни невинности” У. Блейка.
1790 – “Бракосочетание неба и ада” У. Блейка.
1794 – Блейк. “Песни опыта”. “Книга Уризена”. И. Фихте. “Основы общего наукоучения”.
1797 – “Критические фрагменты” Ф. Шлегеля. Л. Тик. “Кот в сапогах”. “Белокурый Экберт”. Гельдерлин. Гиперион. Т.1.
1798 – “Атенейские фрагменты” А. и Ф.Шлегелей, Шлейермахера и Новалиса (журнал “Атенеум”). Л. Тик. “Странствования Франца Штернбальда”. Вордсворт и Кольридж. “Лирические баллады”.
1799 – Л. Тик. “Мир наизнанку”. Ф. Шлегель. “Люцинда”. Гельдерлин. “Гиперион”. Т.2. Новалис. “Гимны к ночи”, “Духовные песни”, “Христианство или Европа”. Шлейермахер. “Рассуждения о религии”.
1800 – второе издание “Лирических баллад” с программным предисловием Вордсворта. Шлейермахер. “Монологи”. Шеллинг. “Система трансцендентального идеализма”.
1801 – Шиллер. “Орлеанская дева”. Ф. Р. де Шатобриан. “Атала”.
1802 – Новалис. Генрих фон Офтердинген. Брентано. Лоре Лей. Шатобриан. “Рене”, “Гений христианства”; В. Скотт. “Песни шотландской границы”.
1804 – У. Блейк. “Мильтон”, “Иерусалим, или воплощение Гиганта Альбиона”. Жан-Поль. “Приготовительная школа эстетики”. Шиллер. “Вильгельм Телль”.
1805 – В. Скотт. “Песнь последнего менестреля”.
1806 – Б. Констан. “Адольф” (написан). Фихте “Путь в жизнь блаженную”.
1807 – Г. Гегель. “Феноменология духа”. Г. фон Клейст. “Амфитрион”.
1808 – И. Фихте. “Речи к немецкой нации”. Клейст. “Битва Германа”, “Пентесилея”. Гете. “Фауст”, ч. 1. В. Скотт. “Мармион”.
1810 – Клейст. “Кетхен из Гейльбронна”, “Михаэль Кольхаас”.
1811 – Ф. де ла Мотт Фуке. “Ундина”.
1812 – Байрон. “Паломничества Чайльд Гарольда”. Песни 1,2. Бр. Гримм. “Сказки”. Т.1.
1813 – Ж. де Сталь. “О Германии”.
1814 – Шамиссо. “Удивительная история Петера Шлемиля”. Байрон. “Корсар”, “Лара”. Гофман “Золотой горшок”. В. Скотт. “Уэверли”.
1816 – Б. Констан. “Адольф” (опубл.; перевод на англ. яз.). В. Скотт. “Пуритане”. Гофман. “Элексиры сатаны”, “Песочный человек”.
1817 – Байрон. “Манфред”. “Паломничества Чайльд Гарольда”. Песни 3,4. Дж. Китс. “Стихотворения”.
1818 – В. Скотт. “Роб Рой”. П. Шелли. “Франкенштейн”. Дж. Китс. “Эндимион”.
1819 – А. Шопенгауэр. “Мир как воля и представление”. Гофман. “Крошка Цахес”.
1820 – Мэтьюрин. “Мельмот-скиталец”. В. Скотт. “Айвенго”. А. де Ламартин. “Поэтические размышления”.
1821 – Гофман. “Житейские воззрения Кота Мурра”, “Серапионовы братья”. Байрон. “Каин”. У. Блейк. “Призрак Авеля”.
1822 – А. де Виньи. “Поэмы на древние и современные сюжеты”, В. Гюго. “Оды”.
1823 – Т. де Квинси. “Исповедь опиомана”. Скотт. “Квентин Дорвард”.
1826 – де Виньи. “Сен-Мар”.
1827 – “Книга песен” Гейне. В. Гюго. “Кромвель” с программным предисловием.
1830 – Ламартин. “Поэтические и религиозные созвучия”.
1831 – Гюго. “Собор Парижской Богоматери”. Бальзак. “Шагреневая кожа” и др. “Философские этюды” (1831-1837) .
1832 – Ж. Санд. “Индиана”.
1833 – Ж. Санд. “Лелия”.
1836 – А. де Мюссе. “Исповедь сына века”.
1841 – Шеллинг. Философия мифологии”, “Философия откровения”. С. Кьеркегор. “О понятии иронии”. Асбьернсен. “Норвежские народные сказки”. Г. Х. Андерсен. “Сказки, рассказанные для детей”.
1843 – С. Кьеркегор. “Или – или” (включая “Дневник обольстителя”).
1844 – Г. Гейне. “Германия. Зимняя сказка”.
История
Александра I называли “романтиком на троне”. Впрочем, романтика видели уже в его отце. Попробуем разобраться: кто из них больше романтик и в чем проявлялся их романтизм? (Что касается императора Павла, то об этом см. уроки 17-18).
Александр получил имя в честь святого благоверного князя Александра Невского (героизация средневекового прошлого? соединение в одном лице героизма и святости?). Год рождения был отмечен сильнейшим наводнением в Петербурге (вспомним о символизме дат: уроки 4-7. Как можно было бы применить это обстоятельство к биографии царя?).
Воспитывался Екатериной II, по ее личным “наставлениям”. Она сама читала и растолковывала Александру Декларацию о правах человека и гражданина. Главный наставник – гражданин Швейцарии, республиканец и либерал Фридрих-Цезарь Лагарп. Воспитывал Александра в духе равенства и отвращения от деспотизма. Юный Александр вместе с Лагарпом мечтал о возможности водворения в России республиканских форм и уничтожении крепостничества. Лагарп отказался содействовать екатерининскому плану отстранения Павла I от власти и был отослан в 1795 г. под предлогом женитьбы Александра (1793).
Мечты и реальность. В последний год царствования Екатерины он сообщает в письмах Лагарпу и Кочубею, что его идеал – частная жизнь среди природы. Впоследствии после нескольких разговоров с друзьями (образовавшими затем “интимный комитет”) меняет решение, соглашаясь, что сначала необходимо дать обществу справедливые законы, а затем уже, выполнив свой долг, уходить: “Но когда же придет мой черед, тогда нужно будет трудиться над тем, постепенно, разумеется, чтобы создать народное представительство, которое, будучи направляемо, составило бы свободную конституцию, после чего моя власть совершенно прекратилась бы и я… удалился бы в какой-нибудь уголок и жил бы там счастливый и довольный, видя процветание своего отечества, и наслаждался бы им”.
Заговор. Пален и Панин несколько месяцев уговаривали Александра принять участие в заговоре. Пален дал гарантию сохранения жизни императору. Нарушение этого обещания привело Александра в отчаяние. Свое косвенное участие в смерти отца Александр переживал до конца жизни.
Илья БРАЖНИКОВ,
учитель истории и литературы
Москва
Продолжение следует
Комментарии