Плохое настроение, или Когда “вся жизнь – отравленная радость”
Интегрированный урок
ежду Сциллой-страхом и Харибдой-тревогой по узкому каналу чувств проплывают наши переживания, которые мы называем плохое настроение. Шаг влево, шаг вправо – обвал: плохое настроение переходит или в страх, или в тревогу.
Утешу вас тем, что плохое настроение – вполне нормальное состояние цивилизованного человека. И чем мы цивилизованней, тем богаче для нас – по содержанию, тематике, интенсивности и значимости – плохое настроение. Попытаемся в этом разобраться. А помогут нам тонкие знатоки человеческой души и собственных переживаний – поэты.
Сначала все-таки о Сцилле-страхе. Пушкин: “И дальше мы пошли – и страх обнял меня…” У страха и глаза велики, и лапы липкие и сильные, как тиски. И сознание он помутняет. Харибда-тревога – нечто иное: “О, вещая моя душа. О, сердце, полное тревоги!” (Тютчев). Тревога мощным прожектором пытается разорвать мрак будущего. И вспять рвется, чтобы прошлое пересмотреть.
Теперь попробуем описать с помощью поэтов некоторые нюансы плохого настроения. Есть в них два полюса. От – “Печаль моя светла. Печаль моя полна тобою”, до – “И скучно и грустно, и некому руку подать В минуту душевной невзгоды… Желанья!.. что пользы напрасно и вечно желать?.. А годы проходят – все лучшие годы!” Именно в этом диапазоне – вся палитра нашего плохого настроения: и муки, и страдания, и трепетание души! Вот перечень слов, которые обозначают эту палитру: грусть, печаль, тоска, душевный дискомфорт, “отток энергии”, “упадок сил”, подавленность, угнетенность, моральная слабость, “тусклость, серость”, слезливость, плаксивость, нытье… “Надоело говорить и спорить И любить усталые глаза!”. Равнодушие, пустота, “меня никто не понимает”, чувство вины (своей, близкого человека, все равно, кого, хоть Бога!), скучно, несчастлив, все противно, жалостливость (желание быть добреньким, вместо того чтобы быть добрым), сиротство (как особое состояние души: “душа моя осиротела!”), мрачность, уныние и, наконец, вся жизнь – отравленная радость!
А теперь о том, что говорят поэты в подобных случаях, сетуя на плохое настроение. Так, Апухтин воздвиг в своем воображении статую Меланхолии и посвятил ей стихи, написанные почему-то по-французски: “Когда меня предает любовь и убивает печаль, И я чувствую, как от негодования бьется мое сердце, Я прихожу тогда к тебе, моя дорогая статуя, Чтобы созерцать твой взгляд и рассказать о моем горе. “Будь достоин и спокоен, друг, – говорит мне твое милое лицо, – Гнев идет только к сердцам искушенным и старым; не слушай своего голоса, слушай мою речь, Она заставит тебя петь – это речь богов”. Здесь плохое настроение не вызвано какой-то внешней причиной: “предает любовь” – это состояние, когда любовь невозможно почувствовать. Это не причина, а скорее следствие плохого настроения. Но вот что интересно: утешение поэт ищет и находит у меланхолии, то есть в самом плохом настроении! Он с ней на “ты” и в эту силу становится равным богам, речь которых способен слышать… А строка: “гнев идет только к сердцам искушенным и старым” – превосходная лечебная мантра – заклинание против подобных состояний души.
Николай Гумилев в печали уподобляет себя Богу: “Иногда я бываю печален. Я, забытый, покинутый Бог, Созидающий в груде развалин Старых храмов – грядущий чертог…” Боги, как известно, живут вне времени: мгновение и вечность для них все равно! Так же, как и для плохого настроения. Игорь Северянин говорит: “Бывают и годы, короче мгновенья, Но есть и мгновенья, длиннее веков!” И Бальмонт о том же: “… В эту пору непогоды, под унылый плач Природы, Дни, мгновенья, точно годы – годы медленно идут”. Да, время в плохом настроении бывает непереносимым. А оно – главная координата наших переживаний, связывающая наши чувства с реальным миром – с природой. Поэтому когда нам плохо, кажется, что плохо всему миру! Как, например, у Фета: “Устало все кругом: устал и цвет небес, И ветер, и река, и месяц, что родился, И ночь, и в зелени потусклой спящий лес, И желтый тот листок, что наконец свалился”. И скорее бы, по Фету, скорее конец! Такое состояние – тяжелое, мучительное, граничит с депрессией. Последняя – уже психическое заболевание (хотя в быту часто “плохое настроение” неправильно называют “депрессией”). Близки к описанию депрессии слова И.Анненского: “Я думал, что сердце из камня, Что пусто оно и мертво: Пусть в сердце огонь языками Походит – ему ничего. И точно: мне было не больно, А больно, так разве чуть-чуть. И все-таки лучше довольно, Задуй, пока можно задуть …На сердце темно, как в могиле, Я знал, что пожар я уйму …Ну вот… и огонь потушили, А я умираю в дыму”. Депрессия парализует волю и подавляет болевую чувствительность порой до такой степени, что можно резать по-живому, а человек не шелохнется и ничего не почувствует: и внутренне, и внешне он как каменный, окаменевший. Плохое настроение иное – это когда наваливается масса переживаний: “О, как же мне тяжко и как мне обидно!”. Плохое настроение всегда ищет, кого обвинить, и если не находит, то готово обвинить всех и всякого. И тогда “плохое настроение” сдвигается в сторону Сциллы-страха: “Поток времен суров, везде угроза. Я уязвлен и жду все новых ран. В саду существ я сжавшаяся роза, Облито сердце кровью, как тюльпан”. (Омар Хайям).
Плохое настроение… Но всегда ли это плохо? Наверное, нет! Хотя бы потому, что, изменяя бег времени, оно заставляет человека оглядеться на себя, оценить все и переоценить заново. Плохое настроение делает людей, сердца которых не иссохли, философами. Приобщает к общечеловеческой мудрости, заквашенной на страданиях души. Но: философствуйте после плохого настроения, а не во время его. А то легко прийти к заключению, что жизнь наша вообще бессмысленна. Послушаем Омара Хайяма:
“Познай все тайны мудрости! – А там?
Устрой весь мир по-своему! – А там?
Живи беспечно до ста лет счастливцем…
Протянешь чудом до двухсот!.. – А там?..”
Но ведь это не так!.. В плохом настроении лучше всего думать о празднике. Не случайно ведь мы встречаем у поэтов: “В печальной праздности я лиру забывал…”, “Угрюм и празден часто я брожу…” Плохое настроение – это облако, туча на небосклоне нашей души, под которыми всегда сияет яркое, теплое, ласковое солнце! Поэтому оно, плохое настроение, так часто связано с непогодой: “Тогда я сам осенняя пора: Меня томит несносная хандра” (Фет). А непогода – временное явление Природы, она, как и все, проходит. Холод в наших переживаниях всегда указывает, что плохое настроение тяготеет к страху (где нас ждет, если приглядеться, “смерть – коварная жена”, по Северянину). Ну а если в плохом настроении нам становится жарко…: “Жарко мне! Не спится… Сон от глаз гоня, Что-то шевелится В сердце у меня. Точно плачет кто-то, Стонет позади… В голове забота, Камень на груди; точно я сгораю И хочу обнять… А кого – не знаю, Не могу понять.” (Апухтин), то это грядет тревога и ближайшая к ней телесная разлаженность, внутренний дискомфорт, чреватые ипохондрией или даже безумием… Итак, с одной стороны, смерть. С другой – безумие.
Древние египтяне были глубокими и тонкими психологами: и врачи, и ясновидящие, и, конечно, жрецы. Настенные каменные письмена Луксора и усыпальниц фараонов, их жен и жрецов сохранили классификацию человеческих переживаний, в том числе и “плохого настроения”. Согласно четырем стихиям – холоду, жару, сухости и влажности, плохое настроение бывает соответственно “холодным” (тусклость, серость, отчужденность, сиротство и т.д.), “жарким” (раздражительность, гневливость, плаксивость без слез, нытье, самоуничижение, чувство вины, грусть), “сухим” (вкус потерян, аппетит снижен, бессонница, дискомфорт, “отток энергии”, “вялость”, “слабость”, чувство вины во всех его, так сказать, модусах, названных выше, и т.д.”), “влажным” (плаксивость; глаза на мокром месте, слезливость – слезы ручьями текут без причины, днем сорочка мокрая, а ночью – простыня). Когда же “плохое настроение” состоит из различных комбинаций типа “сухое и холодное”, “горячее и влажное”, “холодное и влажное”, “горячее и сухое”, то тексты, описывающие эти состояния, во-первых, классифицируют их как болезнь, а во-вторых, как сугубо человеческие состояния (у животных, как считали египтяне, “плохого настроения” не бывает). Эти состояния, внушенные богами: зло или наказание. Отсюда, помимо врачей, но обязательно после осмотра ими, больной должен пойти к жрецу или ясновидящему, которые помогут ему разобраться, кто ему зло причинил или за что наказал.
Идеи древних египтян, как известно, потом были подхвачены древними греками и врачами времен халифов. Но самое интересное во взглядах древнеегипетских ученых на человеческие переживания то, что в них совершенно отсутствуют представления о “низком” и “высоком”. “Сниженное” или “пониженное” настроение – это пришло в Европу от древних китайцев, тибетцев и японцев. У египтян мы находим: правое настроение и (противоположное ему) левое настроение. Первое соответствует плохому настроению. К взглядам на асимметричность наших переживаний (настроения или, другими словами, аффективность) вновь пришли ученые только в начале шестидесятых годов ХХ века! То есть спустя шесть тысяч лет! Сейчас наука о функциональной асимметрии бурно развивается.
Об изображении плохого настроения в живописи, скульптуре и даже архитектуре нужно вести особый разговор. Здесь же назовем только одно имя – Роден и две его скульптуры. Адам (одна из трех фигур для скульптуры “Врата ада”) и Мыслитель. В этих образах вся обойма “плохого настроения” человека.
Перед тем, как перейти к конкретным практическим советам, то есть ответить на вопрос: что делать? (или – не делать?), когда у нас “плохое настроение”, коснемся еще одного аспекта этого явления. Иногда нас окружают люди мрачные, угрюмые, ворчливые и сварливые. Слава Богу, что не все таковыми являются! При первом взгляде на них можно подумать, что эти создания испытывают постоянно плохое настроение. Не нужно торопиться с выводами! Дело в том, что “угрюмые и сварливые” (типичный образец – жена Сократа Ксантипа) чаще всего не знают, что такое плохое настроение, ибо отыгрываются на ближних, перенося на них все свои неприятные эмоции… Очень часто “плохое настроение” оказывается маской, за которой человек прячет свою агрессивность. Таким образом, плохое настроение в некоторых случаях можно рассматривать и как черту характера.
Теперь несколько практических советов:
1. “Плохое настроение” – не болезнь и, следовательно, в лечении не нуждается: как пришло, так и уйдет. И самые тяжелые тучи непременно сменит лазурное небо с ласковым солнцем.
2. “Плохое настроение” боится пассивности (приглядитесь к своему “плохому настроению” – оно всегда суетно). Поэтому правильно делают те, кто в “плохом настроении” отлеживается, пережидает. Я тебя переживу – должный девиз для отношения к плохому настроению.
3. “Плохое настроение” боится случайности. Дуновение ветерка, принесшего запахи с соседней улицы, или скрип несмазанных тормозов остановившейся у подьезда машины могут вмиг изменить “плохое настроение”. Правда, как в лучшую, так и, увы, худшую сторону (к страху, тревоге). В плохом настроении подумайте о чем-нибудь внезапно. Не обязательно о хорошем. Как, например, у Бунина: “И ходят дождевые облака. И свежим ветром в сером поле дует. И сердце в тайной радости ликует, Что жизнь, как степь – Пуста и широка”.
4. Ни в коем случае не пытайтесь исправить “плохое настроение” горячительными напитками, будь то кофе или вино. Это чревато тяжкими переживаниями тревоги и психического напряжения и ничего не даст – разве что головную боль.
5. Если вы курите и знаете, сколько сигарет выкуриваете в день, то в “плохом настроении” выкуривайте их в три раза меньше. Это непременно поможет.
6. Старайтесь не ласкать своих домашних животных, когда вам плохо (но если они сами подойдут к вам, предоставьте себя полностью их ласке).
7. В “плохом настроении” полезна поэзия. Почитайте классиков. Они тоже страдали, как вы!
8. И, наконец, даже в плохом настроении жизнь продолжается!
Евгений ЧЕРНОСВИТОВ, врач-психиатр, доктор философии и медицины
Москва
Самая сильная вода в мире – женские слезы.
Джон ╝о╡ли
Фото Михаила КУЗМИНСКОГО
Комментарии