search
main
0

Литература и искусство

Соединение двух муз

Одна из ключевых задач современной школы – выявлять и развивать таланты каждого. Наверное, сегодня имя школы №91 в первую очередь известно благодаря развивающему обучению в начальной школе (которое, кстати, продолжается и за ее пределами) и математическим классам, которыми в свое время руководил заслуженный учитель РФ Владимир Миронович Сапожников. Школа остается верна своим традициям: повышению качества математического образования по-прежнему уделяется особое внимание.

С момента появления городского образовательного проекта «Математическая вертикаль» школа является его участником. Этот проект адресован ученикам 7-9‑х классов и призван помочь им поступить в классы предпрофессионального образования (IT, академические и другие), повысить мотивацию к изучению математики для будущей жизни в «умном городе». Высокий уровень математической подготовки, который подтверждают результаты ОГЭ, олимпиад и конкурсов, специализированных диагностик, указывает на эффективность функционирования классов «Математической вертикали» в нашей школе.

Вместе с тем мы обратили внимание, что среди учеников 7-9‑х классов много ребят, которые серьезно увлекаются предметами гуманитарного и естественно-научного циклов и при поступлении в 10‑й класс выбирают соответствующие профили. Для того чтобы помочь таким ученикам в удовлетворении их образовательных потребностей, в этом учебном году в школе внедрен новый управленческий проект по развитию предпрофильного образования в основной школе.

В дополнение к классам «Математической вертикали» в параллели 7‑х классов открыты гуманитарное и естественно-научное направления. Благодаря этому стало возможным развивать таланты учеников по предпрофильным предметам в урочное время, содействовать осознанному выбору ими дальнейшей образовательной траектории, помогать ученикам в их первых предпрофессиональных пробах и через это делать обучение в нашей школе еще более привлекательным для родителей и их детей.

С нашей точки зрения, при обучении в 7-9‑х классах очень важно сохранить гибкость в выборе учениками предпрофильных направлений, возможность проявить себя в разных областях, и именно это впоследствии становится одним из главных условий осознанного выбора.

Традиционно учебные планы предпрофильных классов предполагают увеличение количества часов, отводимых на изучение отдельных предпрофильных предметов. В то же время многие современные открытия совершаются на стыке наук, в результате междисциплинарных исследований. Перенося эти тенденции развития современной науки в плоскость учебного процесса, при проектировании содержания образовательных программ очень важно преодолевать разобщенность между учебными предметами, чтобы формировать у учеников целостную картину мира.

Для достижения этой цели учителями-предметниками нашей школы были разработаны конвергентно-ориентированные курсы по естествознанию и гуманитарным наукам, демонстрирующие взаимопроникновение различных сфер культуры, областей деятельности человека при исследовании одних и тех же процессов и объектов. В рамках данной статьи предлагаем рассмотреть, как этот принцип построения рабочих программ находит отражение в авторском курсе «Литература и искусство: соединение двух муз», который предлагается ученикам 7-9‑х классов, выбравшим для себя углубленное изучение предметов художественно-эстетического цикла.

Художественная литература и история искусств оказывают большое влияние на формирование личности подрастающего поколения. Поэтому курс основан на принципах связи литературы и искусства с жизнью, осмыслении историко-культурных сведений и нравственно-эстетических представлений. Он построен на принципах историзма, традиций и новаторства. А также на усвоении основных понятий теории и истории литературы и искусства, формировании умений оценивать и анализировать художественные произведения с помощью богатейших выразительных средств русского литературного языка.

Целью изучения курса является приобщение детей, выбравших это направление, к мировому искусству (живописи, графике, скульптуре, архитектуре), богатству классической зарубежной литературы: знакомство с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами.

Содержание программы позволяет вычитывать древние и средневековые тексты, а также литературные тексты XIV-XIX веков. В курсе освещаются основные эпохи развития мировой литературы, литературные направления, возникновение родов и многообразие жанров, базовые литературоведческие и искусствоведческие термины.

В 7‑м классе на литературе мы акцентируем внимание на понимании точки зрения авторов древних текстов Ветхого Завета и избранных рунах карело-финского эпоса «Калевала». Затем читаем ключевые песни из героического французского эпоса «Песнь о Роланде» и знакомимся со средневековой европейской поэзией трубадуров, миннезингеров и вагантов. Читаем в сокращении рыцарский «Роман о Тристане и Изольде» и сравниваем историю любви с похожей линией в житии святых «Повесть о Петре и Февронии Муромских».

Основным принципом курса мы считаем историзм и системность, поэтому от Средневековья программа плавно переходит к эпохе Возрождения. И центральным предметом изучения становится гуманизм – основная идея эпохи Ренессанса. Здесь звучат отрывки из «Божественной комедии» Данте, сонеты Петрарки и Боттичелли. Исследование «нового мира» позволяет нам заглянуть в каждую страну, прикоснуться к прекрасному наследию мировой литературы. Семиклассники читают фрагменты из «Гаргантюа и Пантагрюэля» Франсуа Рабле, сонеты Шекспира, трагедию «Ромео и Джульетта», фрагменты из романа Сервантеса «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский».

Курс является межпредметным: наряду со сведениями из истории мировой литературы в содержание курса входит знакомство с шедеврами мировой художественной культуры. Уроки истории искусств проходят вслед за литературой и призваны стать своеобразным фоном, иллюстрирующим эпоху, в которой создавались великие памятники слова. В соединении двух предметов нам видится органичное единство культурных пластов прошлого. Не случайно наш курс называется «Литература и искусство: соединение двух муз».

На уроках литературы изучаются тексты Ветхого Завета, на истории искусств учащиеся проникают в тайные подземные кладбища христиан – катакомбы, знакомятся с первыми символами христианства, познают новые идеи и формы христианства в византийской мозаике, открывают для себя сакральный смысл раннехристианской скульптуры.

Чрезвычайный интерес у учащихся вызывает тема карело-финского эпоса «Калевала». Душа, смерть и загробная жизнь, священные животные, шаманизм, финский чашечный камень для вотивных подношений – все это тесно связано с искусством, где политеистическая культура мировоззрения и философско-эпический взгляд на мир находились в тесном переплетении.

В изучении героического эпоса «Песнь о Роланде» великолепным фоном может служить культура первой империи Средневековья – империи Карла Великого – с ее преклонением перед Античностью и связанным с этим подъемом искусства. Бесценным опытом для учащихся является открытие памятников «Каролингского возрождения» – мозаик и фресок, ювелирной пластики, иллюминированной золотом и серебром книжной миниатюры.

Эти примеры подчеркивают необходимость и важность предметного тандема литературы и искусства. Так, шаг за шагом учащимися познается и осваивается целостная картина художественного мира той или иной эпохи. В 8‑м и 9‑м классах ученики расширяют панораму сведений из истории литературы и культуры народов разных стран и эпох, продолжают узнавать о важнейших достижениях человечества в области литературы и искусства. Это позволяет им интенсивнее и глубже осваивать предметы гуманитарного цикла, становиться победителями и призерами на олимпиадах и конкурсах по литературе, искусству и истории, а главное – осознанно выбирать гуманитарный профиль в старшей школе и для последующей профессиональной деятельности.

Наталия СМИРНОВА, учитель русского языка и литературы школы №91;
Валерий ВЕРНА, педагог дополнительного образования школы №91;
Александр МАЛИН, заместитель директора по содержанию образования, конвергенции образовательных программ школы №91

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте