Самая многочисленная номинация в этом году – литературная. 15 учителей-словесников приехали на конкурс, от них и на сей раз ждали особенных открытий, вспоминая урок Владимира Морара, ставшего учителем года-2000. Впрочем, все по порядку.
Галерею конкурсных уроков в гимназии N 1542 города Москвы открыл Александр Зайцев из Юкталинской средней школы Амурской области. “Рассказ “Ангелочек” Леонида Андреева. Урок доброты, милосердия и сострадания” – такую тему Александр Анатольевич выбрал для своего конкурсного урока не случайно. У педагога есть свои интересные находки – прежде всего работа с художественной деталью. “Деталь – это пружина, которая дает толчок не только уроку, но и всей системе работы учителя”, – убежден Зайцев. Особенное внимание уделяет Александр Анатольевич цвету в рассказе. Оказывается, в “Ангелочке” доминирует белый, черный и серый. У каждого героя свой цвет, а вот у главного героя мальчика Сашки нет никакого цвета. “Он живет между белым и черным”, – считает Зайцев. Использует он на уроке и элементы игры, ведь, по его мнению, хороший учитель – это актер. Но все же главное, на мой взгляд, – это его философия доброты. Александр Зайцев убежден: литература и психология тесно связаны, поэтому, прежде чем начать урок, он раздал фотографии своего поселка, своей семьи, своей жены и детей. Может, кому-то это покажется излишним, но именно такое начало помогло создать особый микроклимат на уроке.
– На уроках литературы нет ошибочных ответов, – утверждает Зайцев. – Разумеется, с этим согласятся не многие, но вряд ли кто-нибудь сможет возразить, что нам больше всего в этой жизни не хватает добра и милосердия. Отсутствие страха на уроках Зайцева дает возможность высказывать каждому ребенку любые мысли, не боясь ошибиться.
Работа с деталью – один из главных приемов и Ирины Цамбуевой из Яшкульской средней школы (Калмыкия). На конкурсном уроке она говорила о “Капитанской дочке”, по-своему интерпретировав пушкинское произведение.
Ирина Андреева из поселка Ягодное Магаданской области все задания разделила на три уровня сложности: первый – это лишь простое воспроизведение текста, на втором – нужно уметь обобщать, а вот третий уровень самый трудный – творческий. Ирина Николаевна выбрала для конкурса пушкинского “Евгения Онегина”, кстати, как раз о нехватке уроков на классические темы твердило жюри в прошлом году. “Татьяна – мой милый идеал” – так звучала тема, и была возможность поговорить об идеале пушкинском и современном, о вечных, непреходящих ценностях. На конкурсном уроке Ирина Николаевна показала: при использовании методики разноуровневых заданий можно выбирать форму и время ответа. Индивидуальная работа ребят шла под музыку оперы “Евгений Онегин”, Ирина Николаевна при этом подходила к ребятам и помогала тем, у кого возникали вопросы.
– Такая методика помогает мне и обучать, и воспитывать одновременно, – считает Андреева. При этом учитываются индивидуальные особенности каждого. Андреева также предложила ребятам в конце урока самим оценить свою работу по 10-балльной шкале.
– У меня много друзей-поэтов, но особенный среди них – Гай Валерий Катулл, он, как и я, провинциал – только Катулл приехал в Рим из Вероны, а я к вам – с Алтая. – Таким было неожиданное начало урока Юрия Абдуллаева, одного из самых молодых участников конкурса.
Юрий АБДУЛЛАЕВ – друг Гая Валерия Катулла
Главное в методике работы Юрия – оживить изучаемого автора, приблизить его к современности. “Зачем солнце, которое слепит”, – процитировал он знаменитого Ильина на защите своей концепции урока. Поэтому своим основным приемом в работе Юрий считает метод погружения. Пожалуй, Юрий был оригинален во всем – и в форме проведения урока, и в выборе темы. “Латинский Пушкин” – так назвал он свой конкурсный урок, желая рассказать девятиклассникам о поэзии Гая Валерия Катулла. Абдуллаев свободно владеет латынью, и потому ребята могли слышать Катулла и на его родном языке, и на русском. Творческим же заданием для девятиклассников было предложение сделать поэтический перевод по внутреннему содержанию, поработать над языковой стороной перевода.
Абдуллаеву выпал урок-импровизация по пушкинской строчке “О, сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух…”. Высокое жюри убедилось: учитель детально работает со словом, обратившись к одному из своих любимых поэтов – Шекспиру.
Лия Евсеева из пермской гимназии N 3 на своем конкурсном уроке “Поэма “Цыганы”. Человек и мир в поэме Пушкина “Цыганы” решала проблему свободы с помощью особой технологии преподавания: риторизации. Вся работа на уроке была выстроена по законам риторической деятельности. Тут использовались различные риторические жанры, и, конечно, ребята должны были, проникнув в замысел произведения, высказать свою позицию.
– Ценность литературы как предмета преподавания и как вида искусства – в возможности вести мысленный диалог с людьми разных эпох, – считает Лия Ренатовна. Ее уроки тесно переплетаются с философией, и при этом учитель не отходит от работы с текстом.
“Имя – образ – судьба” – так назвала свой урок по драме Островского “Гроза” Светлана Кириллова из города Кольчугино Владимирской области.
– Мне хотелось привлечь внимание ребят к традиционной, казалось бы, теме школьного курса, – говорит Светлана, – показать им, как имя может влиять на судьбу и что в художественном произведении случайных имен просто не бывает, за каждым стоит определенный символ. Чтобы докопаться до сути таких имен драмы, как Марфа Игнатьевна Кабаниха, Савел Петрович Дикой, Катерина, Борис Григорьевич, Светлана Викторовна раздала ребятам словари Даля, Петровского, словарь библейских слов. И оказалось, что Катерина – “чистая”, и в литературе с этим именем связана целая традиция: стоит только вспомнить “Страшную месть” Гоголя, “Преступление и наказание”, “Униженных и оскорбленных” Достоевского… Работа с именами помогла ребятам совершенно по-другому посмотреть на характеры и судьбы героев, а значит, лучше понять самого Островского.
“Характер человека – это его судьба” – такую тему для конкурсного урока выбрала Анна Лесык из Нефтеюганска, посвятив его исследованию судьбы Обломова. Анна Евстахиевна разработала авторскую программу “Проблемно-нравственный подход к изучению литературы в старших классах”. Ее уроки отличали серьезная работа над текстом и особый психологизм. Через проблемные вопросы, поставленные перед классом, Анна Лесык смогла показать ребятам, что характер во многом определяет судьбу человека. А еще она дала десятиклассникам возможность иначе взглянуть на личность Обломова, напомнив, что в переводе с еврейского Илья означает “мой Бог”.
“Своеобразие стиля Леонида Андреева (на примере рассказа “Ложь”)”. Так назывался конкурсный урок Майи Меркуловой из Астрахани. Своим основным методом Меркулова считает принцип структурирования материала. Именно это помогает ребятам выделять главное. По ее мнению, очень важно выявить суть основополагающих понятий, поставить перед ребятами ключевую проблему. Оказалось, что не только на конкурсном, но и на обычных уроках Майя пользуется рабочими листами, куда ребята записывают свои наблюдения, размышления, ответы на вопросы. Майя предложила одиннадцатиклассникам построить модель мировосприятия героя, убившего в финале рассказа свою возлюбленную (оказалось, что графически это можно изобразить как змею с высунутым жалом).
Людмила Чернова из Выборга попала в пятерку, став победительницей в номинации “Учитель-исследователь”. На конкурс Чернова привезла непростого даже для взрослых Тимура Кибирова, его “Историю села Перхурова”. Эта поэма – мозаика не связанных между собой реминисценций.
– У меня даже есть специальный факультатив “Лингвистический анализ текста”, его элементы стараюсь вводить на уроках литературы. Я пытаюсь показать ребятам, как слово может совершенно по-разному работать в том или ином контексте и как благодаря этому открывается новый смысл всего текста, – рассказывает Людмила Чернова.
Именно в силу особенностей выбранного произведения Людмила Чернова смогла обобщить знания по уже изученным ребятами темам, они вспомнили творчество Лермонтова, Пушкина, Тургенева и даже устное народное творчество и городской романс.Так что главным в методике Черновой можно назвать погружение в текст и скрупулезную работу над словом. Урок-импровизацию Людмила давала во второй день, ей досталась тема по волошинским строчкам:
Жизнь – бесконечное познанье.
Возьми свой посох и иди.
И я иду – и впереди
Пустыня, ночь и звезд мерцанье…
Свое предпочтение Людмила отдала творчеству Замятина, его “Верешкам”. И тут она покорила жюри умением работать со словом, умением учить обобщать и анализировать…
Мое внимание привлек урок Дарьи Спасовой из Ирхидейской средней школы Осинского района Бурятского автономного округа. Тема – “Народное поэтическое творчество. Сказание о Гэсере”. Дарья Спасова старалась привлекать самые разные виды искусства – на доске была приковывающая внимание и детей, и гостей иллюстрация, обозначающая мироздание по-бурятски: небесные боги и подземные, добрые и злые, а в центре – сам богатырь Гэсер.
– Какие ассоциации вызвали у вас эти рисунки? – спросила ребят Дарья Матвеевна. Оказалось, Дарья Матвеевна знает народные бурятские песни и сама замечательно их исполняет. В финале урока московские школьники тоже продемонстрировали знание бурятских традиций: они взялись за руки и станцевали народный танец “Ехор”. Одним из приемов работы Спасовой было распределение работы по группам. Учитель особое внимание уделила работе со словом – ребята подбирали синонимический ряд к Гэсеру и богам. Москвичи смогли даже выучить несколько слов по-бурятски. И когда прозвенел звонок, они хором произнесли “баяртай” – до свидания.
“Природа в лирике М.Ю.Лермонтова” – так назвала свой конкурсный урок Галина Привалова из поселка Шишино Кемеровской области. Своим главным методическим приемом она считает интеграцию литературы и музыки. Урок начался с музыкальной увертюры, ее на пианино исполнила сама Галина Федоровна. Не забыла она и о работе над образами, уделила достаточно внимания изобразительным средствам языка. Именно поэтому, говоря об образе природы в лирике Лермонтова, ребята не упустили из виду, что его созданию помогает прием звукописи, аллитерации и ассонанс.
Ольга Ридер из Абаканской средней школы поразила своей экспрессией и эмоциональностью. Научить слышать музыку стиха – пожалуй, такую задачу поставила перед собой Ольга Васильевна на уроке по творчеству Марины Цветаевой, она анализировала поэму “Крысолов”.
– Нарисуйте словесный портрет Цветаевой, – предложила Ольга Васильевна ребятам. Она показала московским школьникам, как Цветаева с помощью звукописи зашифровывала слова. Так что главным творческим приемом абаканской учительницы можно назвать работу не только со словом, но и со звуком.
Наталья Тихонова работает в 10-й воронежской гимназии. Она отдает предпочтение поэзии Блока. На конкурсном уроке Наталья Сергеевна вместе с ребятами работала над стихотворением “О подвигах, о доблестях, о славе”. И смогла их убедить – ни одно слово в художественном произведении нельзя заменить. Наталья Тихонова считает, что логика проблемного обучения должна идти от проблемы урока к проблеме художественного текста. Так оказалось, что даже перемена ударения в блоковской строчке “Твое лицо в его простой оправе / Своей рукой убрал я со стола” может заставить по-другому почувствовать и понять смысл стихотворения, а значит, душу лирического героя.
“Диалогичность раннего творчества Маяковского” – так назвала конкурсный урок Татьяна Серединова. Через анализ текстов Маяковского ребята вместе с Татьяной Владимировной попытались вывести формулу жизни поэта. Один из приемов работы учителя – дискуссия, которую Татьяна Владимировна умело спровоцировала. На своих уроках она разработала систему формирования творческих способностей в процессе анализа художественного произведения. Не забывает Серединова на своих уроках и о литературоведении: на доске были записаны термины “дихотония, хронтоп”… Использует она и прием погружения: прежде чем анализировать стихи Маяковского, Серединова предложила ребятам прогуляться по Москве вместе с Маяковским. И попытаться увидеть свой родной город глазами поэта.
– Маяковский тянется к миру, а этот мир отталкивает его, – сделали ребята вместе с учителем вывод в финале урока.
Лиана Нагоева из сельской школы Зельского района Кабардино-Балкарии решила провести урок с московскими шестиклашками по поэзии Лермонтова. Природный артистизм – один из главных приемов ее работы. Лиана Борисовна уверена, что на уроке важно все: не только слово, но и жест, мимика, интонация. Учитель-артист всегда сумеет найти верное педагогическое решение.
…Итак, конкурсные уроки позади. Не обошлось, конечно, и без досадных промахов и ошибок, но мы не старались критически анализировать каждый урок, куда важнее для нас было рассказать о тех приемах, которые использовали конкурсанты. Открытиями этого года стали и техника риторизации, погружение в изучаемую эпоху, метод разноуровневых заданий…
Светлана РУДЕНКО
Комментарии