В Люберецком районе семинар «Информационные технологии в образовательном процессе» работает постоянно. Это симбиоз секционных обсуждений, мастер-классов и знакомства с новинками. На семинаре обмениваются опытом и демонстрируют свои достижения, ведь эти встречи необходимы как для молодых, так и для опытных педагогов. Они помогают понять: информационные технологии дают реальную возможность усовершенствовать учебную и внеурочную деятельность.
Наталья МАЗУРИНА, учитель русского языка и литературы гимназии №24:- Век нынешний – это век информационный. Новые технологии позволяют искать, обрабатывать и усваивать информацию из различных источников, в том числе и из Интернета. При умелом наставничестве педагога подросток учится среди обилия информации находить нужную, учится обрабатывать ее, что очень важно. Учитель должен уметь преобразовывать информацию в опорные схемы, презентации, тестовые задания, вопросы по теме.Применение информационных технологий на уроках помимо прочего повышает интерес к русскому языку и литературе у мальчиков.Сегодня есть хорошие программы по подготовке к школьным диктантам в домашних условиях. Они позволяют тренироваться в написании трудных слов с разной скоростью диктовки и количеством повторений.Современный урок литературы невозможен без сопоставления литературных произведений с другими видами искусства. Этот органический синтез помогает учителю управлять потоком ассоциаций, будить воображение учеников, стимулировать их творческую активность. Конкретно-наглядная основа урока делает его ярким, зрелищным и поэтому запоминающимся. В методической литературе накоплен большой опыт работы с репродукциями и фотоматериалами, но перед учителем всегда стоит проблема раздаточного материала.Разработанные мультимедийные пособия виртуальной школы Кирилла и Мефодия не только помогают учителю грамотно представить учебный материал, но и ознакомить учеников с портретами, иллюстрациями, просмотреть отрывки из фильмов, прослушать аудиозаписи, музыкальные отрывки и даже побывать на экскурсии в музее.Во многих школах сегодня введен курс риторики, разработанный под руководством Таисы Ладыженской, который входит в УМК «Школа 2000…». Замечательный курс, разработанный с 1-го по 11-й класс, развивает коммуникативные навыки ребят в процессе общения друг с другом и другими людьми. Этот курс, дополняя раздел лингвистики языка, позволяет нам работать более глубоко над развитием речи ученика, его коммуникативными навыками, что в современном мире особенно ценится. Программа предполагает использование аудио- и видеоматериалов, однако ТСО не общедоступны, и каждому учителю приходится выходить из ситуации по-своему. Вот здесь и выручают уроки риторики. А преподаватель этого предмета логично может возглавить эту работу.Курс по данному предмету построен блочно: речевые ситуации, виды общения, виды речевой деятельности, качество речи, стилевые разновидности, категории вежливости. По мере взросления по этим блокам для учеников вводится все новая и новая информация, соответствующая их возрастному развитию. И практически по каждой теме имеется возможность даже учащимся младшего возраста средней школы участвовать в работе школьной газеты. Все мы знаем, что современные ученики читают не так много, как бы нам хотелось. Но… вот шестиклассник составляет отзыв о прочитанной летом книге, семиклассник пишет рецензию, в которой рекомендует или, напротив, критикует модный бестселлер. И отношение к книге меняется коренным образом, она становится интересна сначала как объект, а потом и вовсе захватывает.Так, использование ИКТ на уроках значительно повышает не только эффективность обучения, но и помогает создать более продуктивную атмосферу на уроке, заинтересовать детей. Владение информационными технологиями поистине хороший способ не отстать от времени и от своих учеников.Вера ПРОХОРОВА, заместитель директора по учебно-воспитательной работе в начальной школе гимназии №24:- Компьютер постепенно перестает быть экзотикой, превращаясь в полезное и необходимое, высокотехническое устройство. Дети владеют компьютерной грамотой как минимум на начальном уровне, чему способствуют и уроки информатики, и обновление оборудования в школах. Значит, и создание презентации, а в ряде случаев и DVD-проектов, становится доступной формой обобщения и систематизации полученных знаний.Наши ученики выступают со своими исследованиями на классных часах, на утренниках. Лучшие проектные работы от класса выбираются на школьную конференцию во время проведения Недели науки.Мы проводим работу по созданию альбомов-летописей семей, защите семейного герба, составлению родословной и поиску материалов о ветеранах Великой Отечественной войны. Над этим проектом дети работают как в дополнительные к классно-урочной системе часы, так и дома, где помощь могут оказать родители. В такой деятельности прослеживается не только преемственность проекта, но и формирование нового подхода к нему – использование компьютерных технологий. Ученики в своих исследованиях используют работу в графическом редакторе Point, приложении MS Power Point, сети «Интернет».Подготовка таких творческих работ одновременно сложна и проста, а главное – интересна! Такие исследовательские творческие работы необходимы. А подобного рода технологии позволяют привлечь практически все инновационные ресурсы, оптимизируют процесс образования, а также помогают проводить не вымученные мероприятия с изнурительной подготовкой, а рождать сотворчество детей и учителя.В прошлом году у меня были первоклассники. Работая по комплекту «Планета знаний», новые проекты выполняем каждые два месяца по разным предметам. Одним из них был проект «Любимое число» по математике. Ученики с помощью родителей и, конечно же, учителя приготовили свои работы и пошли выступать в 10-й класс на урок информатики. Десятиклассники приготовили для малышей подарок – компьютерную программу «Считалочка», которую они составили сами. Игра была записана на дисках и помогала считать в пределах 100.На родительских собраниях я не просто рассказываю мамам и папам об экскурсиях и утренниках, а показываю фотографии в виде слайдов и комментирую их. Получается гораздо интереснее. И для воспитанников близлежащих детских садов №№42, 50, 103, 82 мультимедийные презентации об учебном заведении оказываются более привлекательным аргументом при выборе школы, чем просто рассказ о ней в день открытых дверей.Елена ЮШКО, заместитель директора по воспитательной работе лицея №42:- Мы стараемся максимально обеспечить развитие навыков самообразования наших лицеистов. В нашем образовательном учреждении есть условия для того, чтобы мультимедийные возможности компьютера были реально доступны ребятам. Создан ученический конференц-зал с мультимедийным комплексом. Установлено мультимедийное оборудование актового зала. Оборудованы компьютерами рабочие места классных руководителей. Выделено время для кружковой работы в кабинетах информатики.Опыт первого применения компьютерных средств во внеклассном мероприятии выглядел как трансляция презентации, посвященной матерям выпускников во время праздника Последнего звонка. В последующем компьютерные средства сопровождения стали все чаще появляться при организации классных и школьных праздников, сценических выступлений, конкурсов, ведь это самый простой и доступный способ создания декораций, сопровождающих действие.Статическая декорация – любой удачно подобранный рисунок или фотография интерьера либо пейзажа. Достоинство – в простоте. Недостаток – в утомлении, вызываемом отсутствием динамики изображения.Фрагмент фильма. Достоинство – в наличии динамики и возможности создания сильного эмоционального подкрепления к сценическому действию. Недостатки – излишняя динамичность может отвлекать внимание, нормированность времени трансляции, затруднение в выборе наиболее подходящего видеофрагмента. Хорошо подходит как сопровождение исполняемой песни. Вызывает неудобства при сопровождении драматических сцен.«Оживленная» декорация. Выполняется как анимированная картинка в формате gif. Достоинства – простота изготовления, ненормированное время трансляции, возможность обеспечения необходимого уровня динамичности изображения. С педагогической точки зрения обладает полезным качеством – развивает навыки работы ученика с прикладными графическими программами, стимулирует творчество. В качестве первого опыта можно рекомендовать использование готовых анимированных gif-рисунков, которые в немалом количестве можно найти в Сети. Главное – разбудить в учениках творческий интерес к самостоятельной работе и приобретению новых умений.Интересной находкой детей явилось необычное использование компьютерных игр в качестве материала для декорации.Компьютерные миры современных игр имеют высокий уровень реалистичности и нередко играются от первого лица. Играющий будто смотрит на игровой мир своими глазами. В мире компьютерных игр можно найти и дорогу Деда Мороза, и страшный лес Бабы-яги, и стремительно бегущую автомагистраль. Подготовка подобной декорации потребует от учащихся не только владения специфическими программами, но и более глубоких знаний о способах вывода изображений на экран дисплея.Компьютер не цель, а лишь одно из средств достижения педагогических целей. Нецелесообразно пытаться заставить школьника использовать компьютерные средства только потому, что это модно и современно. Стимулирование не значит приказ.Первый опыт стимулирования ученического интереса в нашем лицее был связан с объявлением конкурса компьютерных репортажей о военно-патриотической игре старшеклассников «Тропа к генералу» девять лет назад.Восторг и удивление самих участников игры вызвал репортаж, подготовленный в форме презентации учеником 4-го класса! И главный приз – модем – старшеклассники единодушно присудили талантливому малышу.В последние годы проведено множество разнообразных творческих конкурсов, требующих значительно более серьезных и разноплановых умений. Ребята «оживляют» изображения своих одноклассников в программах, FantaMorph, Adobe Photoshop, Adobe ImageReady. Запускают падение водоема программой Sqirlz Water Reflections. В общем, живут красиво.Стал возрождаться и живой интерес учеников к сайтостроению. Появились сайты-партнеры, написанные детьми. Сергей Козлов создал неофициальный сайт лицея. Через год появился сайт театральной студии «Диалог». Хочется больше и быстрее. Но приобретенный опыт подсказывает – не стоит торопить события, каждый плод должен созреть.В течение 10 лет в лицее проводится многоплановое мероприятие – фестиваль «Флаги всех стран – в гости к нам!». Фестиваль рассчитан на параллель 6-7-х классов, носит культурологическую направленность и содержит множество номинаций: национальный эпос, танец, песня, пресс-конференция, национальный костюм и даже национальная кухня. Многообразие номинаций вызвано желанием, чтобы каждый ребенок мог найти свое место в общем деле, показать наилучшим образом свои таланты. Номинации «Презентация страны» и «Страница страны на сайте лицея» – удачное решение для развития у детей навыков работы с компьютером. А ученики, проявляющие интерес к компьютерным технологиям, имеют возможность успешной самореализации.Кружок информатики популярен в лицее уже семь лет. С детьми работает увлеченный, высокопрофессиональный педагог Вера Владимировна Бойко. Здесь ребята знакомятся с программами, изучение которых не входит в школьный курс. Сегодня нами рассматривается перспектива обучения кружковцев основам профессионального видеомонтажа.Люберецкий район
Комментарии