search
main
0

Литература

– Сегодня существует несколько программ по литературе, – рассказывает главный специалист Минобразования Татьяна КАЛГАНОВА, – и все они перегружены. Конечно, в них самих заложен механизм борьбы с перегруженностью: произведения могут изучаться с разной степенью глубины, часто это зависит от выбора учителя. Учитель имеет право сокращать или заменять до 20% программы.

Минимум содержания мы сделали меньше, чем был базовый компонент. Минимум не жесткий, это очень важно отметить. Например: “Пушкин. Лирика. 7-8 стихотворений”. Дальше даются примеры для ориентации учителя в темах, на которые он может подобрать и другие стихотворения. Но “Евгения Онегина”, например, заменить ничем нельзя.

Судя по рукописям программ, которые приносят к нам в Минобразования, появляется тенденция к тому, что в стремлении создать нечто новое авторы программ начинают брать второй пласт литературы. Например, преобладает не Пушкин, а Языков. Или в 5-м классе в разделе литературной сказки изучаются сказки Чарской, а не Пушкина. Все-таки критерием отбора художественных текстов в программе по литературе должны быть вершинные произведения.

Наряду со сборниками программ, которые печатаются в издательстве “Просвещение” по заказу и распространяются бесплатно, в этом году мы будем издавать сборники программ в “Дрофе”.

“Онегин” перешел в 10-й класс

Программа под редакцией Г.И. беленького, лаборатория литературного образования ИОСО РАО

аша программа по литературе для V-XI классов (изд. “Просвещение”, 1995) вышла к началу нового учебного года в обновленном варианте (изд. “Мнемозина”, 1997). Она соответствует новой структуре общеобразовательной школы и отражает обязательный минимум школьного литературного образования.

Курс литературы, представленный в программе, складывается из трех звеньев: V-VII, VIII-IX, X-XI классы.

Программа V-VII классов обогащена целым рядом новых произведений русской классики, современных писателей, а также зарубежной литературы с целью расширить и углубить жизненный и художественный опыт учеников. Аннотации к основным темам и разделам дают учителю общую ориентацию, позволяющую планировать их изучение и намечать обьем предстоящей работы. Один из основных принципов программы – изучение произведений с разной степенью глубины и подробности, на что указывают рубрики “для чтения и изучения” и “для чтения и бесед”. Для уроков по руководству самостоятельным чтением к каждому разделу программы даны обширные списки произведений.

Программа VIII-IX классов построена как своеобразное завершение курса литературы в основной школе и пролог к изучению литературы в старшем звене. Курс в каждом из этих классов строится по концентрически-хронологическому принципу: от древности до наших дней с учетом интересов и возрастных возможностей школьников. Так, например, программа IX класса открывается “Словом о полку Игореве”, а завершается “Матрениным двором” А.Солженицына. Изучение здесь произведений выдающихся русских писателей XIX и XX веков предполагает и обобщение того, что уже известно об их творчестве по предыдущим годам обучения. В то же время включение в программу IX класса таких, например, произведений, как “Свои люди – сочтемся” (или “Доходное место”) А.Н.Островского, “Бедные люди” (или “Белые ночи”) Ф.М.Достоевского, “Юность” Л.Н.Толстого и др., подготовит учеников к изучению сложных произведений этих писателей в старшем звене.

В программе X и XI классов представлены соответственно русская классика XIX века и русская классика XX века, а также произведения 1960-1980-х годов. В этих классах последовательно осуществляется принцип вариативности. При изучении многих тем учитель может выбирать между тем или иным эпическим произведением писателя, а при изучении лирики ему принадлежит выбор для изучения нескольких стихотворений из числа рекомендованных в программе. В курс X класса перенесены “Евгений Онегин” А.С.Пушкина, “Герой нашего времени” М.Ю.Лермонтова и “Мертвые души” Н.В.Гоголя, что, как показывает опыт, позволит усилить их эстетическое воздействие и облегчит их освоение. Тема “А.П.Чехов”, которой обычно завершалось изучение русской классики XIX века, перенесена в XI класс в раздел “На рубеже веков”.

Составители программы XI класса, сохраняя в основном хронологический принцип, предлагают наряду с монографическими темами (творчество Бунина, М.Горького и др.) своеобразные тематические и историко-литературные блоки: “Поэзия серебряного века”, “Задержанная” литература”, “Литература русского зарубежья”, “Деревенская проза” и т.д. Свою главную задачу в создании курса литературы XX века составители видели в его упорядочении и в более строгом отборе имен и произведений, чтобы преодолеть существующую сегодня в практике школы перегрузку в XI классе. С этой же целью в программе старшего звена предусмотрено изучение произведений с различной степенью глубины, на что указывают рубрики: “Для чтения и изучения” и “Для обзорного изучения с чтением и разбором отдельных глав и страниц”.

Для каждого звена в программе указаны основные виды читательской и литературно-творческой деятельности, которыми должны овладеть ученики.

Программа будет в течение 1997-1998 годов обеспечена учебниками, в которых реализована идея системы учебных книг с V по XI класс. К 1997-1998 учебному году уже вышли из печати:

Учебник-хрестоматия для V класса в 2 частях. Составители: М.А.Снежневская и О.М.Хренова (изд. “Мнемозина”, 1997). В нем продумана система обобщающих статей. Для самостоятельной работы предлагаются вопросы и задания трех уровней трудности, способствующие углублению эстетического восприятия художественных произведений и развитию творческой мысли. Введен раздел с рекомендациями по самостоятельному чтению.

Литература. Учебник-хрестоматия для VIII класса. Составитель Г.И.Беленький (изд. “Просвещение” и “Московский учебник”, 1997).

Учебник (4-е издание) доработан в соответствии с замыслом системы учебников, сокращены второстепенные материалы. Вновь включен полный текст “Капитанской дочки” Пушкина.

“Русская классика. Избранные страницы”. Учебник-практикум для IX класса под ред. Г.И.Беленького (изд. “Мнемозина”, 1997) соответствует новой структуре литературного образования, по которой 9-й класс завершает основную школу. Это новый тип учебной книги. Сведения о жизни писателей, о творческой истории произведений, обобщающие статьи сочетаются в нем с фрагментами из критических работ, авторы которых подчас спорят друг с другом. Вопросы и задания направлены на углубление восприятия произведений, на осознанную выработку собственной точки зрения на писателя и его творчество.

Хрестоматия художественных текстов к учебнику-практикуму для IX класса (изд. “Мнемозина”, 1997).

Русская литература XIX века. Практикум для X класса. Под ред. Ю.И.Лыссого (изд. “Просвещение”, 1997).

Русская литература XX века. Практикум для XI класса. Под ред. Ю.И.Лыссого (изд. “Мнемозина”, 1997).

“Практикум по литературе” – новый тип учебной книги для современной школы. В нем вы найдете систему заданий, обращенных непосредственно к тексту изучаемого произведения, специально подобранные к этим заданиям разнообразные материалы об идейном замысле и истории создания произведения, о его проблематике, героях и т.д., а также образцы анализа художественного текста.

Все названные выше учебные книги включены в федеральный комплект учебной литературы МОПО РФ.

Юрий ЛЫССЫЙ, зав. лабораторией

Флейта вместо трубы

Программа под редакцией А.Г. КУТУЗОВА, зав.лабораторией русской словесности Института общего образования МОПО

ы стали создавать нашу программу тогда, когда увидели, что ряд задач школьного литературного образования при помощи привычных, традиционных подходов решен быть не может или решается слишком большим трудом учителя и ученика.

Образно говоря, мы увидели, что музыкальные возможности трубы перестали удовлетворять слушателей, поэтому мы занялись флейтой. При этом один музыкальный инструмент не может и не должен отрицать другого: кому какие звуки ближе, кто на чем лучше умеет играть, тот то и выберет. Кстати, ноты для всех инструментов общие. А для литературы ноты – это художественные тексты.

Наш учебно-методический комплекс построен на иной, чем традиционные, методологии. В основе ее взгляд на литературу как искусство слова, где искусство – взаимонаправленная художественная деятельность творца и реципиента, в нашем случае читателя.

Такая ориентация в преподавании позволяет решить главную проблему: включить личность ученика в процесс постижения художественного произведения. Иначе говоря, помогает юному читателю увидеть и почувствовать литературное произведение как эстетическую ценность, важную именно для него, а не только как памятник далекой эпохи. Поэтому мы определяем главную цель литературного образования как формирование читателя, способного к полноценному восприятию литературных произведений и подготовленного к самостоятельному общению с искусством слова.

Для реального достижения декларируемой цели потребовалась новая технология работы ученика и учителя, которую мы заложили в содержание программы и учебных хрестоматий.

Основные технологические задачи новой программы – формирование читательской самостоятельности и развитие литературно-художественных умений. Эти два процесса взаимосвязаны.

Структура программы и учебных хрестоматий, которые предполагают особый характер освоения учебного материала с последовательным увеличением доли самостоятельности и творчества на каждом этапе изучения темы, позволяет контролировать ход обоих процессов, а также создавать методические условия для их “пересечения”.

Как это выглядит на практике? Программа построена по жанрово-родовому принципу, имеет концентрическую структуру. В каждом классе выделяется ведущая теоретико-литературная проблема – базовое понятие.

В рамках общей структуры программы каждый ее раздел также структурирован. Сначала представлены обязательные произведения, которые читаются и анализируются учениками вместе с учителем, затем список произведений для самостоятельного чтения, из которого выбираются одно-два. Ученик пытается проанализировать их самостоятельно, основываясь на тех знаниях и умениях, которые он получил, работая с обязательными произведениями. Затем в “Творческой мастерской” ученик закрепляет полученные умения. Заканчивается каждый раздел творческим практикумом. А в конце каждого класса ученика ждет обязательная читательская конференция, которая показывает, чему юный читатель научился за год работы.

Система творческих работ в рамках “Творческой мастерской”, “Творческого практикума”, “Читательской конференции” вовсе не значит, что наша задача – растить писателей, критиков, литературоведов. Просто если ученик сам попробует что-то создать, то лучше и быстрее поймет и почувствует созданное другими. Девиз М.А.Рыбниковой “…от маленького писателя к большому читателю” нам близок и дорог. Методический алгоритм описан подробно в пособиях “Как войти в мир литературы”.

Главные критерии отбора художественных произведений – эстетическая ценность, возрастная доступность и, по возможности, занимательность.

Концентр 5-9-го классов максимально насыщен русской классикой, т.к. для следующего концентра (10-11-й кл.), на котором начинается историко-функциональное изучение вершинных явлений отечественной литературы, необходим значительный читательский опыт.

Чтобы понять и почувствовать величие родной литературы, необходим широкий культурный фон. Поэтому значительное место в программе уделено зарубежной литературе.

Также выбор определяется и жанровым базовым понятием класса.

Если же говорить о конкретных именах, то широко представлено творчество практически всех крупных русских поэтов и писателей XIX-XX веков во всем их жанровом многообразии.

Наша программа обеспечена системой учебных книг – хрестоматий.

В 1997 году уже напечатаны учебные хрестоматии “В мире литературы” для 5, 6, 7-го классов. В производстве учебные книги для 8 и 9-го классов. Завершается работа над учебниками для 10 и 11-го классов.

Бахтин говорил о том, что чтение – это диалог писателя и читателя. А для того чтобы стать равноправным участником такого диалога, надо учиться – лучше всего при помощи диалога. Как понять художественную условность произведения, его героев? При помощи героев, доступных, близких, понятных для соответствующего возраста и читательского опыта. Поэтому в хрестоматиях (в учебных авторских текстах) появились герои. В пятом классе – книжонок Проша и профессор Иван Калинович, в шестом – Маша и Сережа, Путник, в седьмом – автор-интерпретатор (собирательный образ авторов учебника). Герои путешествуют, рассуждают о прочитанном, задают друг другу и читателям вопросы. Но традиционного списка вопросов и заданий в конце каждого раздела в хрестоматии нет. Они в диалогах героев. Это помогает решить сразу две задачи. Во-первых, убрать внешнюю дидактичность учебной книги. А во-вторых, в саму структуру учебного текста заложить методический ход работы с произведением. Ученики читают хрестоматию с удовольствием, литература для них становится действительно интересным предметом, они хорошо говорят, увлеченно создают свои произведения.

Наш век –

век классики

Программа под редакцией Т.Ф.КУРДЮМОВОЙ, лаборатория русской словесности Института общего образования МОПО

рограмма представляет собой доработанную программу 1995 года. Мы впервые сделали такую программу, которая охватывает и начальную школу, и старшие классы. Это позволило нам и позволит учителю исключить дублирование. Но по ней можно учить детей в среднем звене и в том случае, если в начальной школе они занимались по другим системам.

Обновляя содержание литературного образования, мы утеряли из программы, например, списки для чтения наизусть, для внеклассного чтения, перечень учебников, учебных хрестоматий. В эту программу все это вошло, а кроме того – знания, умения и навыки, которые ученик должен освоить на выходе из каждого класса, и перечень устных и письменных работ по литературе.

Теория литературы в программе носит прикладной характер. Сведения даются в адаптированном виде. Нет необходимости заучивать определения, все понятия изучаются на уровне понимания.

Чтобы учитель мог разгрузить программу, мы предоставили ему выбор при планировании урока. Во многих темах (например, “Серебряный век”) он по своему усмотрению может давать что-то обзорно, что-то – монографически.

Одна из идей программы – равноправие ХХ века и всех предшествующих веков, вместе взятых, и обстоятельное представление нашего века. Мы должны показать, что литература живет, сохраняется, расцветает – конечно, не потому, что становится лучше, поступательного движения в литературе не существует. Наш век создает прекрасные произведения, которые уже сегодня можно назвать классикой. Поэтому, например, учебник для 5-го класса состоит из двух частей именно по такому принципу, причем обе части одинаковы по обьему.

В программе для 5-го класса появились мифы и былины, но нет теперь Ветхого завета. Увеличилось число включенных в программу произведений древнерусской литературы: “Сказание о Петре и Февронии Муромских”, “Житие протопопа Аввакума” и др., расширился раздел о фольклоре, туда вошли детский игровой фольклор, народные песни и игры. Заменены стихи Брюсова, Бальмонта. “Ушел” Мережковский: учителям он не понравился. Новые авторы – Ремизов, Аверченко, Хичкок, Линдгрен. Появился раздел “Современная литература”. В целом в программу вошло около 35% новых текстов. Многое, конечно, пришлось из прежнего варианта выбросить, чтобы сохранить обьем.

“Трагический” этап программы – 9-й класс. В программе он выступает как финальный, при том, что авторы постоянно выступают за увеличение длительности общего образования. Авторы программы настаивают на том, чтобы представить в 9-м классе вершинные произведения классиков, считая, что их можно дать во фрагментах и пересказах. Если человек не прочитает “Онегина” в 9-м классе и уйдет из школы, сам он вряд ли когда-нибудь его прочитает.

Конечно, “Мертвые души”, например, в 9-м классе воспринимаются очень трудно. Здесь есть место для своеобразных методических решений. В новом издании учебника, которое сейчас готовится к печати, рядом с несколькими главами из “Мертвых душ” приводятся сцены из инсценировки Булгакова для Художественного театра. Проза и ее блистательное драматическое воплощение. В 3-м издании есть другое, более краткое решение – “Похождения Чичикова” Булгакова в которых действуют почти все герои “Мертвых душ”, перенесенные в условия нэпа. Ребята с восторгом читают эту вещь, смеются, сравнивают с сегодняшним днем, с “Мертвыми душами” Гоголя.

В приложении к программе содержится ее вариант для 9-го класса как начала историко-литературного курса.

Самое сложное для учителя в 11-м классе – Горький и Шолохов. Если говорить об истории культуры нашего века, Горький – одна из самых значительных фигур. Другой вопрос – масштабы художественного дарования. “Тихий Дон” – произведение чрезвычайно яркое, и отрицать это невозможно. Некоторые учителя выбирают “Поднятую целину”. Если у вас есть запас интересных материалов, наработок, приемов, обращайтесь к вашему опыту.

Маяковский и Есенин сохранились в программе для монографического изучения. Но теперь к ним “присоединились” Ахматова, Пастернак и Цветаева.

Новые авторы в программе – Набоков и Булгаков. В нее включены “Дальние берега” вслед за трилогиями Толстого, Горького. Некоторые предлагают изучать “Машеньку” – тоже автобиографическое произведение.

“Собачье сердце” в одном варианте программы изучается в 9-м классе, в другом варианте – в 11-м. В 11-м классе предлагается выбор – или “Собачье сердце”, или “Мастер и Маргарита”. Возможно, интереснее всего было бы дать Булгакова относительно полным обзором, включая его жизненный путь.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте