И лирика, и проза…
Когда-то Стендаль назвал литературу “зеркалом, с которым идешь по большой дороге”. Ломоносов видел в ней “сопряжение далековатых идей”. Что есть литература для сегодняшнего школьника?
К сожалению, интерес к самостоятельному и программному чтению падает. И в этом самая большая беда литературного образования. На коллегии прозвучали такие цифры: 40 процентов учеников общеобразовательных школ не читают книг, 10 процентов вообще не посещают занятий, пытаясь в это время заработать на жизнь. А те, кто все-таки приходит на уроки литературы, едва успевают познакомиться с произведениями, которые предлагает им программа.
Особенно перегружены программы старших классов. Одиннадцатиклассникам, например, предлагается прочитать и текстуально изучить лирику и прозу 24 авторов, в обзорных темах названы еще 150, произведения 37 даны для самостоятельного чтения. Всего примерно 211. Естественно, что из-за стремления дать “обьем знаний” теряется качество чтения. Вот и выходит, что ученик получает лишь информацию о литературе, и книга не оставляет заметного следа в его жизни.
Мешает этому проблема перегрузки программ учебным материалом в обычных школах и особенно в гуманитарных лицеях и гимназиях. Нередко произведения, предусмотренные для изучения в среднем звене, вдруг оказываются в программе начальной школы. Маленькие дети до них еще не доросли и неспособны воспринять книгу так, как это было бы возможно в более старшем возрасте.
На пути к изучению литературы лежит еще одна трудность: необходимую книгу не так просто достать. Из-за недостаточного финансирования библиотечные фонды заметно оскудели, и художественная литература практически исчезла из школьных библиотек. В крупных городах книги все-таки можно купить, а в глубинке о новинках знают, но приобрести их не могут. То же происходит с толстыми журналами, которые по известным причинам школьному учителю недоступны.
Из выступлений, прозвучавших на коллегии, можно сделать вывод, что некоторые позитивные моменты развития литературного образования стали одновременно и негативными. Появилось много вариативных программ, но все они существуют сами по себе, в них нет единого стержня. И поэтому они напоминают “человека без позвоночника”.
Среди нерешенных проблем литературного образования отмечались также проблемы преемственности содержания литературного образования на всех его ступенях – от начальной школы до вуза, и отсутствие программ для классов коррекции. До сих пор некоторые учебники не соответствуют возрастным особенностям учащихся, а учебный материал излагается сложно и сухо.
Фактически все выступающие как одну из основных выделяли проблему разрыва между современной методологией гуманитарного знания и методическими подходами к изучению школьного курса литературы.
Но острее других прозвучал на коллегии идеологический вопрос. “Идет смена общественной парадигмы, – сказал в своем выступлении директор Института мировой литературы имени Горького Ф.Ф.Кузнецов. – Концепция плюрализма уступает место более ответственному отношению к базовым основам человеческого существования, и литература должна учитывать изменения “в розе ветров”. В заключение своего выступления он передал письменные замечания литературоведа В.Троицкого по поводу проекта решения коллегии, к которому прилагался список “очевидно несостоятельных и вредных книг”. Думаю, не одна я испытала ощущение, будто бы коллегия эта проводится не в марте 96-го, а несколько десятилетий назад. “Хорошо, что книги пока пытается запретить один человек, а не целое движение”, – сказал в ответ на эти замечания министр образования Е.В.Ткаченко.
Коллегия по литературному образованию отчетливо показала, насколько серьезно могут сказаться на нашем будущем определенные ценностные ориентации, когда, например, перепутаны понятия национального и националистического самосознания. И пока нет разработанных критериев отбора текстов, будут находиться люди, со всей серьезностью предлагающие вернуть или изьять те или иные произведения из школьной программы в соответствии “с розой ветров” или своей субьективной позицией. Или более того, политизированной идеологией, которая так назойливо стучится в двери образования.
На коллегии отмечались и положительные тенденции развития преподавания литературы. Перечислю некоторые из них.
Принята федеральная целевая программа “Русский язык”.
Кроме основного, разработаны курсы по выбору и факультативы: “Русская народная словесность”, “Древнерусская литература”, “Литература народов России”, “Немецкая литература”, “Английская литература”. В регионах России создаются программы и пособия, связанные с литературным краеведением, например: “Литература и культура в Пензенской области”, “Литература Смоленщины”, “Петербург в русской литературе” и др.
Впервые подготовлена программа литературного образования (в том числе чтения) с 1-го по 11-й класс.
В проекте решения коллегии сказано, что “определились новые подходы к выпускному сочинению. Выпускники 11-х классов могут сами сформулировать тему, выбрать художественные произведения для ее раскрытия и в любом жанре выполнить свою работу”. С этим утверждением учителя литературы пока вряд ли могут согласиться. Так ли это на самом деле?
И последнее. Коллегия проводилась в один из дней весенних каникул. Свободные от уроков школьные учителя, получив приглашения, вполне бы могли принять в ней участие. Из двенадцати прозвучавших выступлений все-таки было два учительских, но этого оказалось явно недостаточно. Некоторые ораторы самокритично отмечали, что они оторваны от школы и пребывают в “иллюзии оторванного наукой сознания”. И поэтому представляют школьника совсем не таким, каков он есть на самом деле. Если поверить в искренность таких признаний, можно только пожалеть, что в зале не было людей, которые бы могли существенно сократить эту оторванность и высказаться по существу рассматриваемого на коллегии вопроса.
Поэтому “Учительская газета” не снимает этот вопрос с повестки дня и приглашает учителей высказаться по этому поводу на страницах нашей “Методической кухни”.
Ольга КУТАСОВА
Музыка
Лесные сказки
Три сказки – “Музыка леса”, “Полезная песня”, “Дятел, кукушка и петух” – образуют нечто целое и по содержанию, по действующим лицам и по своей музыкально-педагогической задаче: изобразительность в музыке и развитие творческого воображения, умение слушать голоса природы. Во время чтения этих сказок нужно играть музыкальные отрывки из различных произведений.
“Музыка леса”
Вот сильные вековые дубы, а рядом с ними нежные, грустные березки, чуть поодаль тонкие осины устремились ввысь к голубому небу, и, будто нахохлившись, сидят пушистые колючие елки.
Тихо в лесу. Пролетит легкий ветерок и зашепчут ласково листочки на деревьях и снова замрут, притихнут. Вдруг где-то обломился сухой сучок, упал на землю – и снова возник новый голос. Вот в глубине леса хрустнула веточка, наверное, шустрая белка прыгнула на нее со всего маху. И так без конца. Лес шепчется, гудит, спорит, то вдруг песню затянет широкую, привольную. И летит эта песня далеко-далеко (начало – “Утро” Грига).
Здесь и прохладный лесной ручеек, бежит, плещется среди узких бережков. То спрячется в глубоком овраге, а то вдруг покажется на открытом месте, будто захотел на солнышке погреться. А голосок у него такой звонкий, серебристый, так и журчит, так и переливается. Посмотри, как резвятся и прыгают в нем маленькие юркие рыбки. Водяные брызги во все стороны рассыпаются, и легкие звуки падающих капель сплетаются в короткий звонкий мотив. (“Форель” Шуберта).
Видимо-невидимо собралось на лесной опушке разных лесных тварей. Вот кузнечик на своей скрипочке играет, вот комар пропищал, а вот шумно и ворчливо пролетела стрекоза. Только бабочки не вступают в этот многоголосый шум и, увлеченные своей красотой, безмолвно парят над цветами. И шмель, вечно недовольный, жужжит, сердится, глядя на это беззаботное веселье. (Римский-Корсаков, “Полет шмеля”).
Но какой лес бывает без птиц? Они-то и составляют главный лесной хор. В нем и не разберешь, кто какую партию исполняет. Поют все. Друг перед другом стараются. (“Жаворонок” Чайковского).
И так весь день, от зари до зари. Только к вечеру наступает в лесу тишина. Все спят. Одни только совы да филины ухают изредка – покой сторожат…
Музыкальная картина леса не придумана, не сфантазирована. Когда вы придете в лес, будьте внимательными. Может быть, вам посчастливится услышать новые голоса природы, о которых здесь не было сказано?
“Полезная песня”
Во время чтения сказки либо сам озвучивает роли, играя на металлофоне или фортепиано, либо назначает двух детей на эти роли, жестом показывая, кому из них вступать. Разыгрывается как бы маленький спектакль.
После сказки можно сыграть фрагмент из оперы Н.Римского-Корсакова “Снегурочка” (песня и пляска птиц) и спросить у детей, сколько действующих лиц они здесь услышали и кого узнали.
Был жаркий летний день. Дятел сидел на стволе большого развесистого дерева и стучал по коре. Он уничтожал вредных жучков. Но вот прилетела кукушка. Села на соседней ветке и закуковала: “Что ты все стучишь да стучишь. Только лесную музыку портишь. Лучше бы послушал, как другие птицы поют”.
А дятел продолжал стучать:
Но кукушка не унималась. “Лучше послушай, как я петь умею. Хоть я пою и не как соловей, но все равно на двух нотах”. И она снова закуковала:
“А ты все стучишь, все одну ноту повторяешь, и какой толк от твоей песни?” Потом кукушка вспорхнула и улетела. А стук дятла еще долго раздавался по лесу:
И хотя его песня была всего лишь на одной ноте, это была полезная песня. Ведь дятел спасал дерево от вредных насекомых.
“Дятел, кукушка и петух”
Над селом поднималось солнце. Первые лучи его заиграли в холодных капельках росы на траве, скользнули по спокойной глади реки, заглянули в окна домов.
Прокричал петух. Первый раз сонно, хрипло:
Потом еще раз – сильнее и звонче. Шумно захлопал крыльями, вытянул свою разноцветную длинную шею и спрыгнул с насеста. В третий раз прокричал он уже несколько сердито, глядя на сонных кур: и важно вышел во двор. Солнце поднималось все выше и выше. Село просыпалось.
Петух еще никогда не ходил в соседний лес, решил наконец туда прогуляться. Дорога была недолгой, и петух вскоре оказался на опушке леса. Со всех сторон неслось чириканье, щебетанье. Петух даже растерялся. Собравшись с силами, он широко расправил свои крылья, захлопал ими, как будто хотел полететь, и со всей мочи закричал:
Услыхали лесные птицы крик петуха. Удивились. Ведь раньше ничего подобного они не слыхали. Прилетел дятел. Сел на дерево недалеко от петуха и простучал: “Кто ты? Из какого леса к нам прилетел?” А петух важно отвечает: “Я не прилетел, а пришел из соседнего села. Хотел вас разбудить. Думал, что в лесу еще все спят”.
Засмеялся дятел и говорит: “Да мы еще раньше тебя проснулись, петух”. И заспорили дятел с петухом. Такой шум поднялся, что трудно вообразить. Петух стоит около дерева и кричит , а дятел по дереву стучит: . Собрались тут все птицы. Спор разгорелся не на шутку. И решили тогда все обратиться к старой кукушке, уж она-то все знает.
Прилетела кукушка, прокуковала три раза и так решила спор: раньше всех встают наше солнышко и легкий ветерок, а потом просыпаются птицы, звери, разные лесные насекомые. И тот, кто первый увидел солнышко и пропел ему свою песню, тот и встал раньше всех. С веселого многоголосого пения птиц начинается каждый новый день. Все радуются жизни и свету.
_________________________________________________________________
В заключение педагог предлагает детям нарисовать героев этой сказки, и потом можно устроить конкурс на лучший рисунок.
Возможно и по-другому продолжить беседу. Педагог говорит о том, что в музыке не раз композиторы изображали крик петуха. Затем играет фрагменты из опер Н.Римского-Корсакова “Снегурочка”, “Золотой петушок” и “Хованщины” М.Мусоргского. Вопрос: какой вариант больше понравился?
Песня про дятла была предложена в предыдущей сказке, а в “музыкальном” заключении этой сказки можно спеть песню про кукушку.
Ирина КОШМИНА,
кандидат педагогических нау
Где кончается слово, там начинается музыка.
Комментарии