В голове каша. Ничего не проклевывается…
Как писать сочинения
транный автор у этой книги. На обложке крупными буквами написано: “В.Бязырова и ее ученики”. Называется книга “Хочется запомнить навсегда”. И не случайно. Это строка из большинства сочинений учеников Валентины Тимофеевны. А сама книга о том, как писать сочинения. Толстенький сборник, но не традиционная шпаргалка. Не безымянная брошюра, сочинения учеников Валентины Тимофеевны, которые она собрала за много лет. Книга выпущена Владикавказским издательством и вряд ли попадет в руки широкому кругу читателей. Поэтому о ней стоит рассказать поподробнее. Ведь и школа необыкновенная – ордена “Знак Почета” школа-гимназия N 5. И учитель незаурядный – лауреат Государственной премии. Преподает, как она сама считает, не русский язык и литературу, а словесность.
Итак, сначала сами сочинения. Темы разные: война, труд, мир, будущее, Пушкин, Толстой, Северянин… Их обьединяет искренность юных авторов.
Вика Дюмина в работе “Мой Куприн”: “…юная ведьма была в тот момент наивной, как ребенок. Не могла она поверить в то, что сидят в высоких домах люди, запертые, словно птицы в клетке. А это действительно так. Теряем мы в городе ту неповторимую искру души, которую подарила нам матушка-природа…”
Что такое искренность? Это когда в сочинении не только о чужом, но и о своем.
Мария Томаева: “Краткость – отличительная черта произведений Александра Ивановича… Этот писатель не утомляет бесконечными рассуждениями и описаниями. Но от этого обстоятельства нисколько не страдает смысл… Рассказы и повести Куприна ослепляют, как молния, и оглушают, как удар грома… Много раз мы вспоминали о девизах разных предшественников Куприна. “Красота спасет мир”, – говорил Ф.Достоевский. Я долго думала, какой же принцип выбрал для себя Александр Иванович. Любовь, искренняя и чистая, спасет мир? Оптимизм? Вера во что-нибудь? Нет, нет, нет! Ответ ясный, четкий был найден в коротком произведении со странным названием “Собачье счастье”. “А насчет собачьего счастья-то… Хотите, я вам сейчас покажу, в чьих руках собачье счастье?” И он показал, нет он доказал, что все зависит от тебя самого. И немного от твоей удачливости. …Так что мне кажется, девизом Куприна было одно простое, но таящее в себе такую силу слово “Человек”. И именно это сделало писателя Куприна моим Куприным”.
Решение писать в сочинениях то, что думают ребята, приняли не сразу. Все началось с ученического бунта. Или не началось, а он просто был. Возможно даже, что он не мог не быть. Но об этом уже в другой книге В.Бязыровой. Она тоже вышла во Владикавказе. Называется “Страна литературия – волшебная страна. Из опыта работы учителя”.
Глава “Авторы и соавторы”. Почему я выбрала именно ее? Потому что она-то и обьясняет, как родилась заветная искренность в учениках.
…”Что-то не клеилось. Определенно. Тихое брожение перерастало в классе в довольно заметное своеволие. Мне это не нравилось. Больше того, даже оскорбляло мелочностью, примитивностью, претендующей на что-то значительное. Но изменить это что-то я не могла… А тут еще злосчастное сочинение. Вернее, эта тема… Гробовое молчание нарушил Сергей: “В голове каша. Ничего не проклевывается”. Жаргонное словцо резануло слух, но сказать о нем я так и не успела. Реплики с мест посыпались одна за другой: “Тема какая-то непонятная”. – “Как раз – слишком уж в лоб…” – “И зачем вам нужно давать нам такие темы?” Это было в первый раз. Я не успевала поворачиваться… А назавтра все и произошло. Сослан не сдал письменную работу: “Я не готовлюсь ни в писатели, ни в журналисты. Мне бы, знаете, получить худенькую четверку за знание предмета. И довольно”. Бунт продолжался… Дети были злы, “встрепаны”. “Я буквально остолбенела”, – искренне признается в книге Валентина Тимофеевна. Нападали и те ученики, которые привыкли писать на “пять”. “Зорина – одна из самых способных… Выходит, многое в ней с чужого голоса”. Вот что мешает искренности: чужой голос. И тогда Валентина Тимофеевна задумалась над тем, что тревожит ее и по сей день. А на доске по-прежнему красовались слова Бальзака, взятые эпиграфом еще на первом уроке: “Правда – это горькое питье, неприятное на вкус, но зато восстанавливающее здоровье”. “Мне хотелось стереть их, и сделать это немедленно, потому что только сейчас дошла до меня вся двусмысленность крылатой фразы”. Правда. Правда в жизни, в школе, во взаимоотношениях учеников и учителей. В сочинениях – одна из немногих возможностей для ученика сказать в школе правду. Правду в лицо учителю. И ученики Бязыровой отказывались от этой возможности…
Правда рождается в доверии. И Валентина Тимофеевна поняла это. Правда рождается в соавторстве учеников и учителей. Мало сказать ученику: “Пиши правду”, надо с ним вместе потрудиться над этой правдой. И Валентина Тимофеевна выработала для себя принципы.
Первый. Не требовать на уроке безупречной тишины. Постараться увидеть стремление ребят к самостоятельности. А для этого надо учить их задавать вопросы. Не повторять за учителем, задавать свои.
А долг учителя – ответить на все их меткие и совершенно неглупые вопросы.
Не ответишь на них – не удовлетворишь любознательности ребят. Не свяжешь книгу с их жизнью – и ляжет она у них в памяти тенью мертвой бабочки. Отвечать на вопросы можно и по ходу урока, и на специальном часе, отведенном для этого. Возможен и такой вариант – работать с ребятами индивидуально. Одному дать перечень дополнительной литературы, другому написать на полях тетради.
Развивается любознательность и стремлением к поиску. Например, надо подобрать эпиграф к уроку, тему которого дети знают заранее. Казалось бы, просто. Но это задание сложно даже для учителя. А можно ведь еще и конкурс обьявить на лучший эпиграф. Или же оформление первого листа по новой теме. В тетради по литературе. И с этого, оказывается, начинается искренность… На первой странице тетради… ученики записывают специально подобранные из дополнительных источников три высказывания об авторе. Сделать это нелегко, так как надо сократить цитаты, верно подобрать фактический материал, приобщить детей к мемуарной литературе, заглянуть в сноски и словари.
Еще один повод к искренности – уроки рекомендации. Их всего три-четыре в год. Заранее вывешивается список книг для самостоятельного чтения. Необьятие необьятного. Но друг другу можно рассказать много интересного.
И только после долгих часов искреннего говорения – сочинения. Это заключительный этап. Это додумывание того, что не успели додумать и сказать. Ряд тем ребята предлагают сами. Вот так, считает Валентина Бязырова, рождается долгая дорога к искренности…
Ирина РЕПЬЕВА
Владикавказ
“Неправильная” книжка
Антропология мифа
лександр Михайлович лобок – автор парадоксальных решений в традиционном образовании. Его четырехлетний эксперимент в 8-й екатеринбургской школе вызвал острый интерес у специалистов начального обучения детей. Результаты работы Лобка ошеломляют – они ставят под сомнение незыблемость не только российской, но и мировой системы начального образования. По его методике работают несколько школ в нашей стране. И, как говорит Александр Михайлович, хороший учитель в них достигает гораздо большего, чем он сам. Его системой заинтересовались за рубежом: Фонд Сороса заключил с Александром Михайловичем договор сразу на серию книг.
И когда большая часть их была написана, Александр Михайлович отложил в сторону рукопись и начал другую – ту, что недавно вышла в свет – “Антропология мифа” под весьма интригующей рубрикой: “Философский андеграунд”. Соросовский договор, весьма выгодный для автора и его семьи, таким образом, нарушен.
Новое, почти 700-страничное издание вышло под эгидой отдела образования администрации Октябрьского района Екатеринбурга и при содействии Банка культурной информации. Выход его, без сомнения, – событие для культурной жизни России, что отметили такие известные люди в педагогике, как Б.Эльконин, Ш.Амонашвили, философ А.Леонтьев. Новая книга А.Лобка вызовет огромный интерес у образованного читателя, особенно если он педагог. Сам автор определил жанр книги как интеллектуальный шок, как “неправильную книжку”. И – не преувеличил. Она требует внимательного прочтения: образ и обилие мыслей автора, его аргументация не только захватывают умного читателя, но и переворачивают привычный склад мышления, особенно в педагогике.
Читателям “Методической кухни”, заинтересовавшимся оригинальными работами А.Лобка, рекомендуем прочитать еще и третий номер журнала “Школьная технология”, где печатается его статья “Вероятностное образование. Екатеринбургский вариант”. Впрочем, помещен не только один его материал, почти половина книжки-журнала отведена этому оригинальному уральскому автору.
Людмила ДОРОХОВА
Екатеринбург
Такт – это разум сердца.
Карл ГУЦКОВ
Комментарии