Мы спим, а время уходит
Урок по роману И.С.Тургенева “Дворянское гнездо”. 10-й класс
Спасибо за предоставленную возможность участвовать в конкурсе “Сто друзей”. Замечательно, что все могут попробовать свои силы – и учителя с опытом, и начинающие педагоги.
Я очень надеюсь через конкурс найти друзей. Свою работу представляю в номинацию “Оригинальные сценарии уроков”. На изучение романа И.С.Тургенева “Дворянское гнездо” было отведено два часа. На первом уроке – “Торжество милосердной любви” – рассматривался вопрос о нравственном обновлении дворянства. Второй урок, представленный на конкурс, – заключительный. Его идею я почерпнула у А.А.Юрченко, автора журнала “Литература в школе” (1998, ? 6). Думаю, что тема “русской идеи” сегодня очень актуальна, молодое поколение должно чувствовать ответственность за будущее страны.
Наталья БЕРДЮШИНА, учитель русского языка и литературы средней школы # 33
Улан-Удэ
Тема: Роман И.С.Тургенева и “русская идея”.
Цели: I. Рассмотреть вопрос о переосмыслении исторических путей России в романе И.С.Тургенева “Дворянское гнездо”:
– образ главного героя и поиски правды;
– идея “духовной опоры” и “народной правды” в спорах Лаврецкого и Михалевича, Лаврецкого и Пан шина;
– выявить созвучие идеи Тургенева “русской идее” мыслителей XX века.
II. Развивать умение анализировать текст, сравнивать, обобщать, критически осваивать материал, творчески мыслить.
III. Воспитывать чувство любви к Родине, ответственность за ее будущее.
Форма. Урок-исследование.
Методы. Слово учителя, беседа с элементами дискуссии, цитирование, чтение по ролям, сравнительно-сопоставительный анализ, моделирование.
Оборудование. Тексты романа “Дворянское гнездо”, записи по статье И.Ильина “О русской идее”, заготовки для проекта.
Наглядность. Эпиграф на доске:
“Мы не смеем обещать от лица России никому, ничего. Мы должны помнить ее, и только ее. Мы должны быть верны ей, и только ей. Поколение русских людей, которое поведет себя иначе, будет обозначено в истории России, как поколение дряблое и предательское.
И.А.Ильин”.
Комментарии. Класс заранее делится на три группы по желанию учащихся. Группа исследователей работает над анализом романа “Дворянское гнездо”. Группа аналитиков рассматривает статью И.Ильина “О русской идее”. Творческая группа готовит проект будущего России.
На уроке ребята должны видеть друг друга, поэтому первые две группы садятся друг против друга. Творческую группу лучше собрать за отдельным круглым столом, чтобы она могла сосредоточиться на своем задании и не мешать остальным. После обсуждения первых групп кто-то из ребят делает общий вывод, который заслушивает творческая группа, и представляет свой проект.
Задание к уроку.
Группе исследователей: перечитать главы 11,12 (образ Лаврецкого); главы 25,33 (споры).
Группе аналитиков: сделать записи по статье И.Ильина “О русской идее” , быть готовым высказать свое мнение.
Творческой группе: сделать заготовки будущего проекта.
Ход урока.
1-й этап – актуализация опорных знаний.
Слово учителя.
– Россия всегда была особой страной, вспомним строки замечательного русского поэта Ф.И.Тютчева:
Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать –
В Россию можно только верить.
Объединяли людей, помогали им выстоять в трудные минуты духовные ценности. Оглянитесь на наше сегодня: жестокость, ненависть стали нормой отношений. Людей ничего не объединяет, и страна перестала быть единой, сильной. Мы привыкли к понятиям “страны СНГ”, “национализм”…
Куда мы идем? Какой путь изберем для России?
К этому вопросу обращались и мучительно искали ответа многие поколения наших предшественников. К нему была устремлена почти вся русская литература второй половины XIX века. Вопрос стал едва ли не центральным в условиях общественно-политического подъема того времени (вспомним борьбу славянофилов и западников). Его решали в своих произведениях Тургенев, Толстой, Достоевский, Чехов…
Сообщение темы и цели урока.
II. Формирование новых знаний.
Учитель.
– Тургенев нашел формулу жизни-любви в романе “Отцы и дети”; смиренной, милосердной любви – в романе “Дворянское гнездо”. Опираясь на такое представление жизни, он предлагал путь развития России, ее будущего.
Еще в “Отцах и детях” Тургенев развенчал одну из идей русского общества, идею нигилизма, искусственную, оторванную от “народной почвы”, “русской души”. Взамен в “Дворянском гнезде” предложил другую – развития России. Она связана прежде всего с образом главного героя романа (вспомним, что он постоянно ищет смысл жизни).
Беседа.
(Разговор начинает группа исследователей).
Обратимся к образу главного героя романа (гл.11,12).
– Какое воспитание получил Лаврецкий в доме отца?
– Почему автор называет воспитание Лаврецкого “недоброй шуткой” отца-англомана?
“Он не умел сходиться с людьми: 23-х лет отроду, с неукротимой жаждой любви в пристыженном сердце, он еще ни одной женщине не смел взглянуть в глаза. При его уме, ясном и здравом, но несколько тяжелом, при его склонности к упрямству, созерцанию и лени ему бы следовало с ранних лет попасть в жизненный водоворот, а его продержали в искусственном уединении”.
Воспитание Лаврецкого оторвано от русской почвы, искусственно.
– Как объясняет причину несчастной жизни Лаврецкого Михалевич?
Читается спор Лаврецкого и Михалевича (гл.25).
“Четверти часа не прошло, как уже загорелся между ними спор… Мы спим, а время уходит”. “Ты желал самонаслаждения, ты желал счастья в жизни, ты хотел жить только для себя… Ты искал опоры там, где ее найти нельзя, ибо ты строил свой дом на зыбком песке”, – говорит Михалевич.
– О какой опоре идет речь?
О вере и теплоте сердечной – “ум, все один только копеечный ум…”.
Герой мучительно ищет ответа на вопрос Чернышевского: “Что делать?”
– Какой выход предлагает ему Михалевич?
“Это всякий сам должен знать, – возражал с иронией Демосфен, – помещик, дворянин и не знает, что делать! Веры нет, а то бы знал; веры нет – нет откровения…”
Учитель.
– На прошлом уроке мы говорили о поисках веры не только героя, но и самого автора. Тургенев подвел нас в развязке романа “Дворянское гнездо” к милосердной любви, тем самым указав путь. То же – с Россией: ее основы в душе человеческой, в его вере, любви.
А ведь поиски веры, жажда веры не давали покоя многим современникам Тургенева, да и всему XIX веку. Послушайте, почему
(Читает стихотворение Ф.И.Тютчева “Наш век”)
Не плоть, а дух растлился в наши
дни,
И человек отчаянно тоскует…
Он к свету рвется из ночной тени
И, свет обретши, ропщет и бунтует.
Безверием палим и иссушен,
Невыносимое он днесь выносит…
И сознает свою погибель он,
Он жаждет веры…но о ней не просит.
– Современны ли эти строки сейчас?
А что предлагают мыслители XX века? Порассуждаем над работой одного из выдающихся философов нашего времени И.Ильина “О русской идее”. (В беседу включается группа аналитиков).
– Что понимает И.Ильин под “русской идеей”?
“Русская идея – есть идея сердца… Она утверждает, что главное в жизни есть любовь и что именно любовью строится совместная жизнь на земле, ибо из любви родится вера и вся культура духа… Эта идея указывает нам нашу историческую задачу и наш духовный путь…”
– Какую любовь имеет в виду Ильин?
Христианскую, смиренную. “Эту идею русская душа восприняла от христианства…Бог есть любовь”.
– Перекликаются ли мысли Ильина с идеей Тургенева?
Во многом оба мыслителя предлагают духовный путь развития России. Если Тургенев видит выход в “теплоте сердечной и откровении”, то Ильин – в христианской любви не как религиозной догме, а как “идее сердца”, построенной по законам общечеловеческим.
Вернемся к роману Тургенева. Перечитаем спор Лаврецкого и Паншина в доме Калитиных (гл.33).
“Россия, – говорил он (Паншин), – отстала от Европы: нужно подогнать ее. Уверяют, что молоды, – это вздор; да и при том у нас изобретательности нет; сам Хомяков признается в том, что мы даже мышеловки не выдумали. Следовательно, мы поневоле должны заимствовать у других… Все народы в сущности одинаковы; вводите только хорошие учреждения – и дело с концом. Пожалуй, можно приноравливаться к существующему народному быту; это наше дело, дело людей… (он чуть не сказал: государственных) служащих…Завязался спор. Лаврецкий отстаивал молодость и самостоятельность России; отдавал себя, свое поколение на жертву, но заступался за новых людей, за их убеждения и желания; Паншин возражал неожиданно и резко, объявил, что умные люди должны все переделать… Лаврецкий не рассердился, не возвысил голоса – и покойно разбил Паншина на всех пунктах. Он доказал невозможность скачков и надменных переделок, не оправданных ни знанием родной земли, ни действительной верой в идеал, хотя бы отрицательный; привел в пример свое собственное воспитание, требовал прежде всего признания народной правды и смирения перед нею, без которого и смелость противу лжи невозможна”.
– На чьей стороне автор?
Паншин резок и раздражителен, его красноречие недаром прерывается пением соловья, описанием ночного неба, первых звезд. Это должно показать, насколько неестественно, оторвано от действительности все, о чем он говорит.
Мысли Лаврецкого разделяет и Лиза, а это главные герои романа.
Учитель.
“Беда русских лучших людей не в том, что они Россию не любят, а в том, что эта любовь… так долго ненавидела, что порою хочется сказать:
То сердце не научится любить,
Которое устало ненавидеть.
И в том еще беда русских людей, любящих Россию, что они в родной земле, как в чужой”, – это слова замечательного человека нашего столетия Д.С.Мережковского.
– Можно ли их отнести к Паншину?
– Какой ответ предлагает Ильин?
(В работу включается группа аналитиков).
“Задача русского народа… со всей возможной полнотой и творческой силой блюсти свою духовную природу, не соблазняться чужими укладами, не искажать своего духовного лица… Мы призваны не заимствовать у других народов, а уходить в собственную глубину и восходить из нее к Богу”.
– Близка ли идея Тургенева “русской идее” XX века?
“Творить свое и по-своему” – эта мысль объединяет Тургенева и Ильина. Но чтобы идти своим путем, Тургенев считает необходимым знание родной земли, ее культуры, а прежде всего признание “народной правды” и смирения перед нею. Ильин же верит в некий “божественный замысел”.
Делается общий вывод: рассмотрев обе идеи о путях развития России, можно сказать, что они очень созвучны. Тургенев и Ильин считают, что в основе взаимоотношений между людьми должны быть любовь и вера или, иными словами, чтобы увидеть будущее, Россия должна создать единое “духовное пространство”. У нашей страны свой путь развития, и понять его можно, если опираться на общечеловеческие ценности: любовь, доверие, уважение (христианство – по Ильину, “народную правду” – по Тургеневу), культурные ценности страны.
III. Применение новых знаний. Творческая работа.
Еще раз обратимся к эпиграфу урока.
– А каково ваше мнение, каким вам видится будущее России?
Творческая группа предлагает для обсуждения свой проект будущего.
Задание на следующий урок.
Чем бы вы хотели дополнить представленный проект?
Комментарии