search
main
0

Листочки тополя ушами хлопают. Уроки сочинительства помогают малышам увидеть себя со стороны

Совсем недавно мои ученики были первоклашками: маленькими, несмышлеными, застенчивыми. Первые буквы, первые слова, первые предложения, выведенные детской рукой! Сколько радости, непередаваемой гордости за тех, кто преодолел еще одну новую ступеньку. Ведь научиться выражать письменно свои мысли непросто…

И вот тогда в нашу школьную жизнь прочно вошли уроки сочинительства. Оказалось, что это занятие очень интересное, увлекательное, а главное, оно очень понравилось моим ребятишкам. Темы выбирала такие, которые будут вдохновлять ребенка, затрагивать его личные интересы, а главное, будут касаться его жизни, ЕГО, такого неповторимого и удивительного. И работы получались необыкновенные, а порой даже и неожиданные. Хочу рассказать вам о некоторых из них.

«На кого я похож?». Алина пишет: «Я похожа на маму и на папу. У нас с папой носы одинаковые, а на маму я похожа разными женскими штучками…». «А я похожа на свою тетю. Она у меня очень умная и красивая…» – рассказывает Анечка. «Все говорят, что я похож на своего родного папу, а я все смотрю в зеркало и совсем так не думаю…».

«О чем думает кошка?». О, это особенная тема! С искренним восхищением рассказывают ребята о своих любимцах. И совершенно неожиданно, что хвостатые создания думают не только о мышках и сыре, но и о «красивой одежде для кошечек…», «личном автотранспорте…» и «изумительных белых сапожках, которые просто необходимы современным кошкам…». А еще о том, что как хорошо иметь уютный дом и любящего тебя хозяина…

«Если был бы я собакой». Великолепная тема. «Если бы я была собакой, я была бы очень симпатичной собачкой, породы – болонка. На шее бы у меня был розовый бантик. Я была бы вся беленькая и кудрявая. Я бы очень хотела, чтобы мой хозяин любил меня, гладил бы по спинке, кормил бы всякими вкусностями. Водил бы меня гулять, чтобы я могла дружить во дворе с другими собаками. И никогда бы не выгнал меня на улицу… не бросил бы меня!». А вот Тёма был бы очень большой и очень злой собакой. Он бы ловил плохих людей и, если надо было бы, укусил одного из них. Все понятно, на перемене Артём поссорился с одноклассником, и вот какая работа у него получилась. А может, дело совсем не в этом? Иду за советом к психологу…

«О чем мне шепчут опавшие листья?». Просто обожаю эту тему. Благодарю мою коллегу из Ростова-на-Дону Марину Мирошник за нее.

Вот уже четвертый год с наступлением осени ребята с удовольствием рассказывают мне о том, что же в этом году рассказали им опавшие листья. Листья шепчут нам о том, что каждый из них уносит с собой маленькую частичку своей души. У каждого своя осенняя история. Для Юли листочки переговариваются только о хорошем. У Никиты – грустят, а у хохотушки Маши листочки так же, как она, весело смеются и радуются. «Тихо шепчет подорожник: «Нарисуй меня, художник!». А красивая рябина смотрит прямо как картина! Ну а листочки тополя – просто так ушами хлопают…».

«Что я люблю?». И как понять, что главное? «Я люблю, когда на улице идет дождь, и поэтому мама с папой никуда не спешат. Мы можем побыть все вместе дома. А еще я люблю свою кошку Мусю, она мне как подруга…». Задумываюсь над этой работой, обязательно встречаюсь с мамой ребенка.

«Я люблю свой город, потому что в нем очень много детей. Я люблю детей и, когда вырасту, стану работать мамой». Дашка написала целую страницу о том, что она любит. Это и соседский щенок, и жареная картошка, и рыбалка, и, конечно же, любимая книжка. А вот и личное, сокровенное: «Я люблю свою учительницу. Я каждый день в нее влюбляюсь. Только это секрет», – пишет Кирюша. Читаю: плачу, радуюсь, горжусь и восхищаюсь одновременно.

В своих работах ребята выдвигают замечательные идеи, над которыми стоит задуматься. Вот, например, если бы Дашка стала учителем, она бы вместо пятерок раздавала конфеты, а двоек не ставила бы никогда. Юля сделала бы огромный стенд с нарисованными улыбками. И дети, приходя в школу каждый день, приносили бы туда свои улыбки. Виталя и Антон поставили бы на каждую парту компьютер и с помощью Интернета путешествовали бы по музеям, выставочным залам, библиотекам и попали бы в гости к Президенту России. Настя учила бы детей четыре дня в неделю, а на пятый бы устраивала танцы, соревнования и катания на коньках или лыжах. А главное, каждый, становясь учителем, хотел бы, чтобы его ученики были самыми умными, самыми лучшими и чтобы они их очень любили.

Важна ли такая работа? Безусловно! Ведь это не просто развитие письменной речи, орфографической зоркости или расширение словарного запаса ребенка. Это прежде всего раскрытие его внутреннего мира, его личного «Я». Умение увидеть себя со стороны.

Учиться сопереживать, оказать помощь, уметь поддержать и просто сказать добрые слова близкому человеку – это ли не главное?

Елена БАБУШКИНА, учитель начальных классов, Ангарск, Иркутская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте