«Как хорошо уметь читать! Не надо к маме приставать, не надо к бабушке идти – прочти, пожалуйста, прочти»… Эти строки известного детского поэта Валентина Берестова «УГ» предваряет лестной характеристикой. Сколько умной педагогики в этой поэтической считалочке, как несомненно педагогическое богатство творчества Берестова! Поэт – давний друг редакции, он неизменный участник встреч со школьниками на вечерах, торжествах. На его стихах воспитывается поколение 80-х – начала 90-х годов. В 1981-м выходит «Веселая азбука». Книги, кино, телевидение являются добрым воспитателем юных граждан страны.
Каждое произведение искусства для детей должно содержать примеры для подражания. И у работников искусства, специализирующихся на детской тематике, простоев в работе не бывает. В мае 81-го на телевидении три премьеры для детей: это экранизации их любимых книг – «Школа», «Сын полка» и «Родила меня мать счастливым» (по повести Г.Маларчука «Кукушкин камень»). Это при том, что по первым двум книгам уже сняты фильмы. Но теперь, уже для нового поколения юных зрителей требуется другое прочтение и осмысление известных книг. Но не пересматриваются и не подвергаются переосмыслению ни гражданская, ни Отечественная с их победами. Это «не новые песни о главном» – это просто новые встречи со старыми друзьями.
«УГ» заводит специальную рубрику «Тепло человеческого общения». Возникший дефицит чувств в повседневном общении очень беспокоит просвещенцев. Мы научились работать с детьми классом, рассуждает Ю.Львова из 50-й школы города Львова, но в наш технический век нередко испытываем беспомощность перед загадочным эмоциональным миром своего пятилетнего сына или внука. Надо развивать не только ум, но и чувства детей, призывает автор («УГ» от 4 июня 1981 года). Ум должен быть добрым, а сердце – умным, вторит учительнице кинорежиссер Илья Фрэз. Его картина «Вам и не снилось» только что вышла на экраны кинотеатров и наделала немало шума.
– Надо ли так сгущать краски? – возмущались многие. – Зачем противопоставлять чутких детей жестоким взрослым?
Педагогам досадно, что деятели кино продолжают лелеять в своих картинах объятых пламенем любви мальчиков и девочек, для которых ничего не существует, кроме охватившего их пожара. Будто в жизни школы и школьников нет других проблем. Любовь – серьезное чувство, но рано советским детям играть в Ромео и Джульетту за школьными партами.
– Нет, не нужно бояться говорить с детьми о серьезных жизненных ситуациях, – считает Илья Фрэз, – не надо выдавать желаемое за действительность. Лжи, недомолвок дети не прощают.
Нынешние папы и мамы – это дети сороковых годов. Их рассуждения понятны, мы военного горя хлебнули, так пусть наши дети ни в чем не нуждаются. Усердная забота о материальных благах не оставляет времени подумать о душе. И вырастают дети в сытом быту голодными на чувства. Так рассуждает учительница в статье «Будь человеком». Вовсе не случайно в Таллине на Всесоюзном кинофестивале (июнь 1982 г.) все четыре киноленты для юношества были посвящены войне («Праздники детства», «Ночь коротка», «Вот вернется папа» и «Александр маленький»). Все четыре фильма получили специальные призы. Авторы лент призывают молодых: «Посмотрите на детство своих родителей. Вот так они жили в войну, так защищали Родину. Берегите и вы ее». С одной стороны, внимание к внутреннему миру каждого ребенка, с другой – высокая патетика воспитания гражданских чувств.
В 1982 году празднуется 60-летие образования СССР, «Учительская газета» объявляет конкурс под девизом «В семье единой». Это должны быть материалы о дружбе народов, о труде простых просвещенцев по формированию нового человека – пламенного патриота и подлинного интернационалиста. И такие герои регулярно появляются на страницах газеты. Все они непременно активны, успешны, имеют массу последователей. Жизнь еще можно подогнать под расхожие стереотипы, навязать свои клише.
Комментарии