search
main
0

Листая старые страницы. Он каждому из нас хотел добра

Умеем ли мы воспитывать? Этот вопрос регулярно возникает на страницах «Учительской газеты» 1957-1958 годов. Воспитать ребенка гораздо труднее, чем обучить, считают авторы всех публикаций и открывают горячие дискуссии по этому поводу. Главный вывод всех споров – постановка воспитательной работы в школе требует решительного улучшения.

«Дети должны играть! – призывает молодой аспирант Новосибирского пединститута Сталь Шмаков. – Классные руководители пока не понимают, как игра может сплотить детский коллектив, воспитать в детях энтузиазм, увлечь на интересные дела». («УГ» от 12 января 1957 года).

«Глубоко убежден, что нет ни одного «трудного» воспитанника, с которым не могла бы справиться школа с помощью общественности и трудовых коллективов», – убеждает читателей Василий Сухомлинский, директор Павлышской школы. («УГ» от 5 марта 1957 года).

«А я чувствую себя бессильной перед своим учеником Колей, – признается в письме молодая учительница из Саратовской области Лидия Соболева. – Он совсем отбился от рук, мешает заниматься всему классу. Директор запрещает удалять Колю из класса, говорит, воспитывайте его, вы – учитель. Но я не знаю, что делать».

Письмо «Как приохотить Колю к учению?» вызвало шквал откликов. Учителя делятся своим опытом, предлагают разные творческие подходы к воспитанию трудного подростка – найти ему дело по душе, увидеть в Коле хорошее, подключить к делу воспитания общественность…

В конце года газета подводит итог дискуссии в передовой статье: «Что показало обсуждение письма учительницы Соболевой?». Вопрос о Коле – это целый комплекс вопросов, затрагивающих учебно-воспитательную деятельность школы и учителя, это внутренняя сторона всеобуча. Трудно удержать в школе подростка, если он утратил интерес к учению. Потому борьба за каждого ученика – это и есть действенная борьба за всеобуч, делает вывод «УГ».

Газета тех лет действительно борется за каждого конкретного ученика. Недаром в заголовках то и дело появляются детские имена. Возникает такой жанр в газете, как рассказ педагога о своих воспитанниках, записки учителя о характерах, склонностях, поведении учеников, заметки о воспитательной работе. О трудном ученике Анатолии и его товарищах пишет статью В. Сухомлинский. Все недисциплинированные ученики – это дети с ярко выраженной личностью, убежден педагог, и забота о таких учениках – одна из первых обязанностей директора.

Интересно, согласны ли с этим утверждением директора нынешних школ? А в те годы Сухомлинского поддержали все коллеги, судя по редакционной почте. В светлом коммунистическом завтра не может быть лишних людей, убеждают авторы публикаций. Сухомлинский для них еще просто коллега, может быть, чуточку более известный. С ним можно встретиться, поговорить, посоветоваться.

В 1958 году отмечали 70-летие со дня рождения Макаренко. Публикации о педагоге возвышенны, в них подчеркивается огромное значение наследия великого педагога. Но еще живы ученики Антона Семеновича. Один из них, В. Терский, вспоминает: «По моему глубокому убеждению, главное в Антоне Семеновиче то, что он каждому из нас хотел добра. Есть много людей, умеющих показать свою доброжелательность, но есть разница между ними и людьми, действительно желающими тебе добра. А разве можно было не выполнять желания лучшего друга?»

Рассказы бывших колонистов выполняют воспитательные задачи, их читают вслух на классных часах, родительских собраниях. В июле 1958 года в «УГ» впервые появляется «Страница для родителей». Предваряет ее обзор писем, в которых родители обращаются за помощью и советом, делятся своим опытом. Идя навстречу их пожеланиям, «УГ» открывает специальную страницу.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте