Раньше люди жили разобщенно по диким хуторам, разбросанным в угрюмых лесах и болотных топях. А ныне грейдеры, бульдозеры расчистили тысячи гектаров заболоченной земли. По вечерам светятся окна новой школы, библиотеки. В хуторское эстонское селение Кихти пришла новая жизнь. В каждом номере «Учительской газеты» – публикации о трудовых буднях союзных республик. Все они оптимистичны, светлы. В Кишиневском детском доме у большинства воспитанников появилась возможность учиться в музыкальной школе. Расцветает жизнь народа удэгэ, самого малочисленного народа Советского Союза. В Уссурийской тайге в каждом поселочке появились клуб, библиотека, магазин.
Национальные школы под пристальным вниманием Минпроса. В РСФСР в 1955 году насчитывается 13 тысяч нерусских школ, в них – 1,5 миллиона учеников. Обучение ведется на 46 национальных языках.
Пафос всех публикаций в «УГ» 1955-1956 годов сводится к одному: «Советская власть – самая справедливая власть. При ней человеку хорошо живется. Как говорится, сладок труд и веселы песни». Генсек Никита Сергеевич Хрущев уверенно прокладывает курс в счастливое будущее. На XX съезде КПСС (он проходит 14 февраля 1956 года) звучат победные цифры. Прирост населения за последние пять лет составил 16.300 тысяч человек. Возросли капиталовложения в сельское хозяйство. В 1954-1955 годах они составили 34,4 млрд. рублей. Встает вопрос об освоении целинных земель. Нужно увеличить производство зерна и довести его до 10 млрд. пудов в год, фуража до 4 млрд. Задача увеличения фуражного зерна будет реализована за счет массового распространения кукурузы.
Произнесенное с высокой трибуны слово становится руководством к действию для всей страны. В том числе и для школы, решающей задачу связи обучения с производительным трудом. Вводятся новые программы, отвечающие современным требованиям. В первых-четвертых классах появляются уроки ручного труда, в пятых-седьмых – практические занятия в мастерских и на учебно-опытных участках. В восьмых-десятых классах – практикум по машиноведению, электротехнике и сельскому хозяйству.
«Поможем колхозам выращивать кукурузу!» – с таким призывом выступили ученики Муринской школы Ленинградской области. Отныне для каждой сельской школы программа действий ясна. Вырастить на пришкольных участках больше семян кукурузы для посева, помочь колхозам в уборке, сложить початки в надежные хранилища. Это почетная обязанность каждого школьного коллектива. Так пишет «Учительская газета» в мае 1956 года. Будет больше фуража (зерна на корм животным, птицам) – станет в стране больше мяса, молока и других продуктов питания. Наглядные цифры печатаются в каждом номере «УГ». Победное шествие «высокоценной культуры» по стране впечатляет. Ученые призывают широко использовать культуру кукурузу в учебных целях. В процессе выращивания растения ученики могут вести дневники, составлять гербарии. Историки извлекают на свет высказывания Ленина о высокоценной культуре. Оказывается, еще в 1921 году вождь писал о преимуществе кукурузы перед всеми зерновыми. Он предлагал всю яровую площадь в Поволжье засеять кукурузой. Тогда, в разруху, это сделать не удалось.
«Кукурузная эпопея» набирает силу. Лучшие школы становятся участниками ВДНХ. Пережирская школа Белоруссии ставит рекорды. Здесь школьники возделывают с помощью колхоза кукурузу на 12 га земли. В авангарде и Высоковольская школа Украины и Лоемский детдом Коми… Школы тогда не задумывались над собственными программами обучения и воспитания. До многовариативности было еще далеко…
Комментарии