search
main
0

Листая старые страницы. Комиксы под запретом

«По древней логике земли от взрослых дети ждут защиты», – эти стихотворные строки «Учительская газета» берет эпиграфом к многим публикациям 1968-69-х годов. От кого и от чего надо защищать детей? Писатель Б. Сарнов выступает против комиксов, которые так популярны на Западе. Но они не должны появляться у нас, убежден писатель. «Захлебываясь от восторга, дети будут отождествлять себя с суперменами, которые топят корабли, сбивают самолеты, оставляют после себя горы трупов, – ужасается писатель. – Пусть взрослые, а не дети ведут войны, ловят преступников, судят их, наказывают».

Попадает под обстрел критиков и популярный детский писатель Анатолий Алексин. В рассказе «Неправда» он показывает мальчика, который вдруг узнает, что отец – его идеал и пример для подражания – изменяет матери. Юный герой потрясен до глубины души. Но разве этот рассказ стоит читать детям – возмущается газета. Он написан явно для взрослых. «Берегите детей от преждевременных душевных травм!» – призывает автор публикации «Уплывают корабли детства».

Под рубрикой «Педагогическая этика» часто поднимаются вопросы о взаимоотношениях учителя и ученика. Ю. Пикело, учитель из Эстонии, в одной из таллинских школ увидел витрину «Они позорят нашу школу». «Такая витрина, – возмущается автор, – позорит школу и ее педагогов не меньше ребят».

«Учительская газета» организует и проводит «круглый стол» в Канской колонии для несовершеннолетних, что в Красноярском крае. Собрались здесь педагоги, инспектора по работе с несовершеннолетними, работники прокуратуры… Проблемы «трудного» подростка, что делает его таковым, обсуждались не один день. Подростка Сашу Чернышева, уроженца Канска, а ныне обитателя колонии, тогда спросили: «Кого позовешь на помощь в трудную минуту?».

– Некого мне звать, – буркнул Саша. – Матери самой нужна помощь. Учителям я не нужен. Друга нет…

Бывший классный руководитель Саши сетует: «Увы! Мы к Саше в нашей восьмилетке не нашли подхода. Женщин он вообще не слушает из принципа, а мужчин-учителей в коллективе нет». У завгороно другой упрек: «Разве нормально, что в городе за последние годы открыто три новых ресторана и ни одного детского внешкольного учреждения?».

Теперь все надежды на исправление Саши связаны с Канской колонией. За годы ее работы много таких Саш входили в ее ворота растерянными и озлобленными, а выходили с твердой решимостью жить по-другому. Этим радостным прогнозом завершается публикация «Трудный подросток». Добрый конец – непременное условие таких историй, получивших огласку на страницах газеты. Газета настроена и дальше беречь психику не только детей, но и читателей.

Тесно примыкает к проблеме «трудных» детей и проблема второгодничества. В Ростове-на-Дону за «круглым столом» собираются ученые, методисты, учителя… Именно в этом городе зародился несколько лет назад почин обходиться без отстающих. В 1968 году сорок школ южного города уже работает без второгодников (всего школ в городе 92). Полторы тысячи сельских школ в области добились полной успеваемости. Успешно решается на этой земле большая социальная проблема – преодоление второгодничества. Ростовчане охотно делятся своим опытом, как им удается дать знания каждому.

– В 1968-70-х годах учителям следует сосредоточить внимание на решении двух задач, – считает министр просвещения СССР М.А.Прокофьев. – Первая – совершенствование воспитания и образования юношества, чтобы из школы выходили высокообразованные молодые люди, честные труженики, горячие патриоты. Вторая – осуществление среднего образования всего подрастающего поколения. И все эти задачи по плечу учителям! – «Учительская газета», верная своим традициям, ведет учителей за собою.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте