Когда новое родилось, старое всегда остается в течение некоторого времени сильнее его. Это всегда бывает и в природе, и в обществе. Мы должны тщательно изучать ростки нового, внимательно относиться к ним, всячески помогать их росту и ухаживать за этими ростками. Так образно ставится перед всем учительством в 47-50-х годах задача по воспитанию нового человека.
Опыт лучших школ занимает почетное место на газетных страницах. У ленинградцев предлагают всем перенять опыт физического воспитания школьников. В чем его суть? Во-первых, все школы города на Неве обеспечены учителями физкультуры с высшим и средним образованием. Созданы хорошие условия для занятий спортом. Из 400 школ только 29 не имеют спортивных залов. Восемнадцать тысяч школьников в 1948 году сдали нормы на значок «ГТО», две тысячи получили спортивные разряды.
«Учительская газета» призывает к сотрудничеству школ. Знаете ли вы, как работают ваши соседи? Бываете ли вы в ближайших школах? Раздается упрек в адрес Министерства просвещения. Оно редко подсказывает конкретные адреса передового опыта. Почему? Да потому, пишет газета, что сами чиновники их не знают, часто пользуются старыми данными. Вообще критика в адрес Минпроса раздается все чаще и чаще. Нет дыма без огня.
В феврале работу Минпроса проверяет специальная комиссия. Результат ее работ – приказ №191 от 13 апреля 1948 года. В нем отражены выявленные недостатки. Отмечается низкое качество документов, разрабатываемых управлениями, главками и отделами Минпроса. В документах мало внимания уделяется содержанию работы школ, не дается конкретных указаний по существу работы.
Подвергается строгой критике и деятельность школьных инспекторов. Основной порок, которым страдают многие из них – это формализм. Газета обращается к страницам журнала «Народный учитель» от 1913 года, на которых печатаются мнения учителей об инспекторах. Вот как оценивали до революции работу проверяющих. «Над учителем постоянно занесена рука власти надзирающей, но не протянута рука помощи в педагогическом деле. Инспектора не вносят в дело живого обновления, ничего кроме гнета и пустоты, потому провожают их с легким сердцем, а встречают с тяжелым».
Надо изживать всячески пережитки прошлого, резюмирует газета. С января 1949 года рубрика «Трибуна инспектора школы» приживается прочно в «УГ». В этом же месяце появляется приказ министра просвещения РСФСР «О мерах по устранению перегрузки школьников общественной и другой неучебной работой». Действует министерство, как это было естественно в то время, по указке партии. В декабре 1948 года появилось Постановление ЦК ВКП(б) «О мерах по устранению перегрузки школьников общественной и другой учебной работой».
Газета также живо откликается на зов партии. «Им некогда учить уроки», – возмущается автор заметки из Горького. Детей часто привлекают к соревнованиям, к выступлениям на различных совещаниях. Из Одессы такой же сигнал: когда же учиться детям, спрашивают учителя, если с уроков их забирают то на сборы, то на встречи. Надо упорядочить, а не ликвидировать всю внеклассную работу, предупреждает «УГ». Дошло дело и до пришкольных участков. В поход за образцовую культуру земледелия включаются все школы страны. ЦК ВЛКСМ совместно с Министерством сельского хозяйства объявляют конкурс на лучшего юного мичуринца. Учреждены 500 премий для победителей.
«Учительскую газету» с 37-го по 48-й годы возглавляла Вера Александровна Голенкина, женщина примечательной судьбы. В 18-м вступила в ряды большевиков, работала на партийных должностях в Иванове. Затем была ответственным секретарем журнала «Спутник агитатора», газеты «Рабочая Москва». Как редактор «Учительской газеты» поставила цель – сделать издание «трибуной педагогической мысли», за заслуги в области народного образования награждена орденом Трудового Красного Знамени.
Комментарии