search
main
0

Листая пожелтевшие страницы… Как школьный проект стал частью семейной биографии

​В настоящее время главным направлением современного школьного образования является личностно ориентированный подход к обучению детей. Для его реализации современные педагоги создали множество разнообразных и интересных методик и технологий. Но, пожалуй, самое пристальное внимание уделяется организации в школе проектной деятельности. И это не случайно. Где, как не в работе над проектом, формируется толерантность по отношению друг к другу и к окружающему миру, развитие самостоятельности, творчества? Сам процесс такой работы заставляет ученика задуматься над очень важными жизненными вопросами, а поиск и сбор информации открывает простор для удивительных исследований и открытий.

Как и во многих других школах, в нашем комплексе тоже осуществляется проектная деятельность. И, работая над детскими проектами, я убеждаюсь, насколько это сложный и многогранный процесс, результаты которого приводят к развитию эмоциональной сферы ребенка, в разы повышают познавательную активность, снимают коммуникативные проблемы и фактически на нет сводят пассивность, тревожность и неуверенность ученика. Наверное, именно поэтому проекты заняли не последнее место и в практике психологов школы. Как заметил древнегреческий философ Плутарх: «Ученик – это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь». Роль педагога не в наполнении ребенка конкретными ответами, не в роли строгого эксперта, а скорее в роли наставника и помощника. Это очень непростая и кропотливая работа. Мало зажечь и увлечь ученика. Важно, чтобы желание создавать и творить не угасало в ученике и в дальнейшем.В этом году мы участвовали в городском конкурсе «История моей семьи в истории России». В рамках урока по окружающему миру в 4-м классе «Мир глазами историка» ученикам было предложено провести дома опрос, есть ли в семьях памятные вещи, и с чьими именами эти реликвии связаны. Одна из моих учениц, заинтересовавшись историей, принесла на урок прабабушкину тетрадь, где ее рукой была записана история села Виноградово.Так начинался наш проект, кропотливый, долгий и интересный на открытия, который привел нас к званию призера в этом конкурсе. Хочу подчеркнуть одну особенность данного проекта – тесное сотрудничество с семьей ученика. Ведь она сильнейший фактор, влияющий на формирование личности. Поэтому без поддержки и участия родителей обойтись было бы крайне трудно. В моем случае сложился благоприятный тандем. Как вспоминала впоследствии мама моей ученицы Анна Олеговна, вместе с дочкой Катей они решили побывать в том самом селе, чья история раскрывается на пожелтевших от времени страницах семейной реликвии.Это и есть самая сложная и интересная часть любого проекта – поиск и сбор информации. Историческая усадьба находится недалеко от нашей школы, поэтому каждая новая информация, добытая Катиной семьей, безусловно, освещалась и раскрывалась перед всеми учениками нашего класса. Дети с интересом слушали о владельцах усадьбы, истории ее развития, о переплетениях судеб известных им людей. Оказалось, что Виноградово любил И.А.Крылов, который часто здесь отдыхал и был дружен с хозяевами села. Именно в этом месте, под сенью дубовых аллей, в полной мере раскрылся талант русского баснописца. А знаменитые басни «Дуб и трость» и «Разборчивая невеста» были посвящены юной дочери хозяев Софье Бенкендорф. Привлекая интернет-ресурсы, мы с Катей обнаружили, что в 2017 году был снят документальный фильм об усадьбе. Особенно приятно нас удивило, что снят он был по записям церковных архивов виноградовской церкви. А это и есть те самые материалы, хранимые Катиной прабабушкой.Работая над проектом, необходимо ставить и обучающие задачи. С Катей нам удалось освоить много умений: как создать презентацию, отвечающую техническим и эстетическим требованиям, и вставить в нее видео- и аудиофрагменты, что очень важно. Часто, выступая на конкурсах, дети теряются, если что-то технически идет не так. А обладая умениями, о которых я упомянула выше, ребенок чувствует себя спокойнее и увереннее на защите проекта. Кроме того, нужно было подготовить речь для выступления, а затем самостоятельно, выразительно, логично изложить материал. Конечно, все это требует значительных усилий от педагога, больше затраченного времени и подготовки, но зато проект становится лучше и успешнее.Здесь хотелось бы подчеркнуть еще одну немаловажную особенность любой исследовательской деятельности – ее разносторонность. В результате всплывают новые проблемные вопросы, ведущие к не менее интересным, захватывающим проектам. Так, побывав в библиотеке села Виноградово, мы обнаружили статьи – воспоминания бывших учеников о прабабушке Кати Анне Георгиевне Кабановой, моей коллеге, тоже учительнице.Иногда трудно спрогнозировать, какой гранью заиграет, как раскроется для всех участников проектная работа. Выступая на межрайонном этапе конкурса, мы встретились с педагогом, которая по счастливой случайности работала в той самой школе, где более 40 лет преподавала Катина прабабушка и куда моя ученица с мамой были приглашены с выступлением. Затаив дыхание, Катя потом рассказывала:- Представляете, Надежда Викторовна, в 709-й школе я увидела прабабушкин портрет, тот самый, из нашей презентации! К нам подошли педагоги, которые помнят учителя Анну Георгиевну! Я хочу собрать статьи о моей прабабушке и подарить этой школе.Продвигаясь по извилистому пути поиска информации, моя ученица поняла, насколько редким и дорогим материалом были прабабушкины записи. Семейная реликвия, бережно хранимая ее мамой, стала нести для Кати важную смысловую нагрузку, оказавшись близкой и ценной. Проект превратился не только в материал для выступления на конкурсе, но и в замысел на будущее. У девочки появилось желание узнать больше о своих корнях и оставить достойную память о близких людях.

Наши желания ведут к нашим поступкам. Пусть они тоже будут достойными. Это и есть наш главный педагогический результат. Значит, совместные исследования проводились в нужном направлении. Важно, чтобы нам, учителям, удалось посеять, зародить правильные зернышки. Как заметил Г.Е.Лессинг: «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но, ради Бога, размышляйте!» В наших учениках должно загореться желание думать. Значит, наш совместный проект удался!

Надежда ДЯКИНА, учитель начальных классов школы №305

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте