search
main
0

Листая «Музыку». или Проверено временем

Новое время – новые песни. И новые подходы в преподавании предметов. О необычном УМК по предмету «Музыка» рассказывает Виталий АЛЕЕВ, кандидат искусствоведения, заведующий лабораторией мировой художественной культуры Института общего образования Министерства образования и науки РФ.

– Виталий Владимирович, как давно вы сотрудничаете с «Дрофой» и каков практический результат этой работы?

– С издательством я начал работать еще с 1995 года. За это время вышел в свет учебно-методический комплект по музыке для 5-8-х классов, включающий учебники, рабочие тетради (они у нас называются «Дневниками музыкальных впечатлений и размышлений»), нотные хрестоматии и методические рекомендации для учителя, фонохрестоматии на аудиокассетах. Помимо этого появился комплект для 1-2-х классов начальной школы (готовятся к изданию УМК для 3-4-х классов). И уже принято решение о создании видеоматериалов по курсу для учителей и учеников. Теперь ребята на уроках смогут видеть балетные и оперные фрагменты, музыкальные фрагменты из кинофильмов и мультфильмов.

С самого начала у меня сложились очень теплые и дружеские отношения со всеми структурами, от которых зависит выход книги. Я убежден, что книга по искусству – это особая книга. Она должна иметь не только глубокое содержание, но и достойный внешний вид. И те книги по музыке, которые издает «Дрофа», отличаются своим великолепным полиграфическим и художественным исполнением. А редактора по музыке Станиславу Степанову я вправе считать своим соавтором – столько конструктивных предложений, ценных советов и творческих идей при подготовке книг к изданию она мне дала.

– Когда, собственно, зародилась идея создать свой собственный учебник по музыке?

– Помнится, в школе на уроках пения (в начале 80-х этот предмет назывался именно так) мы полгода разучивали песню «Трус не играет в хоккей». Тогда идея отторжения подобного подхода к «преподаванию» предмета глубоко залегла в мое подсознание. Мне захотелось создать что-нибудь, что помогло бы привить любовь к предмету, помочь ребятам почувствовать вкус к музыке. В то время я посещал еще и музыкальную школу, поэтому существовал как бы в двух мирах: с одной стороны, глубоко интеллигентные профессиональные преподаватели-музыканты, с другой – педагог, который «гонял шайбу» на протяжении двух четвертей…

– А что вы взяли за основу при создании своего комплекта?

– В первую очередь мы ориентировались на концептуальные положения программы Дмитрия Кабалевского. Однако, начиная работать над материалом 6-го класса, мы поняли, что социально-политическая ситуация в стране за последние десятилетия слишком резко изменилась. Поэтому возникла необходимость эту программу развивать за счет введения новых методологических подходов и значительного обновления художественного материала. Методы междисциплинарного взаимодействия и проблемного обучения гармонично вписались в общую структуру курса.

– Новое нередко отвергает старое. В какой степени это касается вашей программы?

– До Кабалевского уроки пения складывались как уроки, механически сочетающие различные виды исполнительской деятельности. Но целостной системы, идеи, которой бы подчинялся каждый урок, не было. Дмитрий Борисович впервые установил верную стратегию на уровне введения тем года, каждая из которых обоснована с самых разных позиций – возраста детей, учета развития музыки и т.д. Именно благодаря всесторонней продуманности эта система до сих пор является доминирующей.

Мы, не отвергая этой системы, стремимся развивать и обогащать ее. В чем проявляется это развитие? Появились книги по музыке, и содержание стало воплощаться с помощью печатного слова. Ведь можно воспринимать информацию на слух, от учителя (хотя не каждый учитель может быть хорошим и верным транслятором), а можно и посредством книг. Это две разные вещи. И вот здесь принципиальная новизна заключается как раз в том, что мы отработали содержание курса, воплощая его в текстах о музыке. В отличие от учебников по другим дисциплинам, например по точным наукам, где в основу каждого параграфа заложено точное изложение материала, у нас помимо этого огромное значение приобретает стиль текста.

– Есть ли что-либо подобное в нашей стране и за рубежом?

– Могу абсолютно точно сказать, что за рубежом аналогов этому курсу нет. Там подходы к преподаванию музыкального искусства принципиально иные. Я много лет изучал заграничный опыт в этом направлении и могу смело утверждать: практически ни в одной стране мира нет единой концепции преподавания, выстроенной в целостной системе. А от других УМК, издаваемых в России, наш комплект отличается своей методологией, в частности, широким междисциплинарным полем, когда музыка преподается в тесном содружестве с литературой, изобразительным искусством, историей, русским языком, мировой художественной культурой. То есть задействован весь гуманитарный блок. Другое отличие – метод проблемного обучения. Ведь к такому интересному предмету, как музыка, нельзя подходить только с позиций репродуктивного общения. Необходимо обозначить проблему, при решении которой ребята сами придут к ее верному пониманию в процессе рассуждения. Такой подход у нас соблюдается неукоснительно.

– Сейчас довольно много говорят о возможности отмены отметок по ряду предметов, в том числе по музыке. Какая система оценивания деятельности учащихся предполагается при работе по вашему комплекту?

– Меня самого в детстве оценивали следующим образом: на последнем уроке в четверти учительница вызывала нас к доске и заставляла прочесть по одному-два куплета любой пройденной песни. Читаешь без запинок – пятерка обеспечена. Если смотреть с позиции такого подхода, то я категорически против отметок. Однако в концепции нашего курса они все-таки предполагаются. Наша программа обладает довольно точными критериями оценки качества знаний, умений и навыков учащихся по предмету «Музыка» по каждому классу. В учебниках и рабочих тетрадях есть целый ряд вопросов и заданий, предполагающих довольно конкретные ответы по материалу урока и темы в целом. Все эти задания подготовлены с учетом возрастных особенностей ребят, поэтому, опираясь на них, можно оценить работу ученика довольно четко.

– Многие вполне обоснованно считают, что на занятиях по вашему предмету ученики, обладающие музыкальным слухом, находятся в гораздо более выгодной ситуации, чем те, кому, как говорится, медведь на ухо наступил. Каким образом программа предполагает уравнивание стартовых возможностей детей?

– Мы стараемся вводить такие задания, которые не давали бы преимущества ученикам, обладающим особыми врожденными способностями. Вот, например, одно из заданий: на странице рабочей тетради представлено несколько портретов композиторов, и вразброс даны названия их сочинений, которые изучались на уроках. Нужно установить точные соответствия. Поскольку все здесь находятся в равных условиях, ответы не смогут зависеть от того, есть ли у тебя музыкальный слух или нет. Другой тип заданий более творческий – выразить свое понимание музыкального произведения через музыкальный рисунок или подбор близкого по духу стихотворения.

– Существует такая точка зрения, что предметы музыка, физическая культура и рисование тем и хороши, что на них ничего не нужно читать – только пой, бегай или рисуй. А вводить учебники еще и по ним – значит, не давать детям ни малейшего отдыха. Что вы можете сказать против?

– На самом деле так могут говорить лишь те, кто никогда не видел наших учебников и тем более – никогда по ним не работал. Дело в том, что текст в них занимает не так много места. Возьмем, к примеру, учебники для 1-го или 2-го класса. В них любая тема практически целиком раскрывается через изобразительный ряд. В 3-м классе мы начинаем вводить небольшие абзацы текста, в которых раскрывается главная идея урока. Их прочтение занимает не более 2-3 минут. Начиная с 5-го класса мы действительно вводим материал, который необходимо прочесть (что займет не более 10 минут). Но это лучше сделать дома, поскольку на уроке целесообразнее послушать музыку, обсудить услышанное, спеть.

– Каждому времени соответствуют свои песни. Предполагают ли учебники вашей линии знакомство с современной музыкальной культурой?

– Мы придаем большое значение пению. Поэтому предлагаем к исполнению по-настоящему произведения, которые, можно сказать, выдержали испытание временем, и на них выросло не одно поколение детей. Песни отобраны нами с учетом культурной сообразности; ведь было бы ошибочно петь все то, что сейчас предлагает наша современная поп-культура. Мы знакомим детей с классикой жанра, например, песнями из любимых детьми мультфильмов или кинофильмов…

– А в какой форме и каком объеме происходит знакомство с зарубежной музыкальной культурой?

– Основной принцип, которого мы стараемся придерживаться, – диалог культур. Важно знакомить детей с музыкой ближнего и дальнего зарубежья. Причем не только Запада, но и Востока (правда, для облегчения восприятия мы даем восточную музыку не в ее изначальном варианте, а в обработке).

– Как происходит знакомство с духовной музыкой? Ведь не секрет, что, к сожалению, попытка внедрить в школьные предметы религиозный аспект является подчас всего лишь данью моды.

– Если это происходит по принципу «все это сейчас делают, поэтому давайте-ка и мы начнем», то лучше не делать ничего. Еще в 1993 году совместно с Ириной Кошминой мы создали программу «Духовная музыка: Россия и Запад», которая была успешно опробована и признана педагогами. Элементы этой программы гармонично дополнили наш новый курс. Но мы понимаем, что знакомить с религиозной культурой на уроках музыки (и не только) нужно предельно осторожно. Поэтому попытка ввести православную музыку как самостоятельный пласт может быть встречена весьма неоднозначно как детьми, так и их родителями, исповедующими другую религию. В 8-м классе у нас есть целый раздел, который называется «Духовно-музыкальная традиция», – в нем рассматриваются различные православные обряды, праздники и их претворение в музыкальных произведениях. Хотя некоторые учителя предлагают минимизировать эту тему.

– Кто является вашими соавторами?

– Помимо меня в нашем коллективе работают еще два человека: Татьяна Науменко, кандидат искусствоведения, доцент Российской музыкальной академии имени Гнесиных, ученый, музыковед и писатель, а также Татьяна Кичак, кандидат педагогических наук, учитель музыки и МХК гимназии №1518 Москвы.

– На педагога какого уровня рассчитан ваш курс?

– Для того, чтобы работать по нашей программе, вовсе не обязательно быть выпускником консерватории. В большей степени курс рассчитан на тех, кто окончил музыкально-педагогические факультеты педвузов. По программе для 1-4-х классов совершенно спокойно смогут преподавать выпускники педучилищ.

– Что должен иметь на своем рабочем месте учитель, работающий по вашему УМК?

– В первую очередь у него должен быть музыкальный инструмент. Причем желательно фортепиано. Отсутствие хорошего инструмента, к сожалению, беда большинства российских школ. Кроме того, в классе обязательно должна быть звуковоспроизводящая аппаратура. Как минимум – магнитофон, хотя сейчас уже обсуждается вопрос о создании фонохрестоматии на компакт-дисках (а в перспективе – на компьютерных носителях, CD-Rom).

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте