С легкой руки Президента Российской Федерации словосочетание “образование – приоритет” стало крылатым. Теперь каждый политический деятель считает своим долгом постоянно это повторять. И чем чаще, тем лучше. Правда, ситуация в образовании, судя по опросу, от этого “заклинания” лучше не стала.
Анатолий КОРОБЕЙНИКОВ, член Комитета Совета Федерации по международным делам:
– Профессиональное образование может быть приоритетом на каком-то этапе, но сегодня оно таковым не является. В том смысле, что нет спроса, нет государственного заказа на подготовку кадров, нет системы распределения. Сегодня работодатель, зная свои потребности, сам готовит кадры. Государственная сфера образования в большинстве своем выпускает специалистов непопулярных профессий. Выпускникам техникумов, училищ и колледжей некуда податься – безработица. Когда же мы начнем поднимать отечественное производство, специалисты с начальным и средним профессиональным образованием будут цениться больше, нежели инженеры с высшим образованием. Это акценты времени.
Вообще я бы не стал выделять приоритетность той или иной сферы образования. Образование – абсолютная ценность общества, в которую надо вкладывать все имеющиеся средства. Оно само по себе должно быть приоритетным. К сожалению, это мы признаем только на словах, а не на деле.
Нина АНТОНОВА, директор Владимирского торгово-экономического колледжа:
– О приоритете говорить еще рано: ведь программа модернизации образования принята недавно. К тому же наш колледж подчиняется Министерству экономического развития и торговли, а не Министерству образования. Учреждения, подведомственные Минобру, получают помощь быстрее. А мы только через полгода узнаем, насколько стали приоритетными. К тому же не совсем понятно, что подразумевается под этим понятием. Если деньги, то, даже несмотря на увеличение бюджета, все равно туго приходится. На ремонт, на учебники, на материальную базу зарабатываем сами.
Владимир ГЕРМАНЕНКО, заместитель председателя Комитета Совета Федерации по бюджету:
– Я считаю, что должна быть единая профессиональная школа, как это существует в развитых странах. Начиная с седьмого класса нужно готовить подростка по специальности. Таким образом, заканчивая общеобразовательную школу, он получает и аттестат, и начальную специальность. Молодой человек сразу может работать, а если есть способности, то и продолжать обучение в вузе. На мой взгляд, начальное и среднее образование – лишняя прослойка.
Юрий НАРИЖНЫЙ, начальник Ростовского-на-Дону речного училища:
– Какой может быть приоритет, когда у моих учащихся нет зимней одежды? Курсантам мы можем купить только рабочее платье и осеннюю форму. И то в неполном комплекте. Сейчас на училище висит огромный долг за воду – 426 тысяч рублей. Поставщик угрожает отключением, мы обращаемся к нашему учредителю – Министерству транспорта РФ, которое по закону несет всю ответственность за свои учебные заведения, в том числе и финансовые, однако наши просьбы остаются без ответа.
Вячеслав АНИСИМОВ, заместитель руководителя аппарата Комитета Совета Федерации по социальной политике:
– Я точно уверен, что профессиональное образование необходимо. Сейчас стало заметно не хватать квалифицированных рабочих кадров. Экономика развивается, предприятия встают на ноги, и умелые руки нужны как никогда. Но экономистов и юристов мы выучили, менеджерами рынок насытили, а тех, кто непосредственно производит материальные блага, катастрофически не хватает. Для популяризации начального и среднего профобразования, для привлечения новых кадров необходимо возрождать конкурсы “Лучший токарь”, “Лучший фрезеровщик”, “Лучший шлифовщик”. Чтобы люди видели, что и эти профессии значимы, необходимы, что они ничем не хуже “кабинетных”.
Сегодня профобразование приоритетно, и его нужно поддерживать до тех пор, пока оно не встанет на ноги, а потом развивать наравне с другими сферами образования. Ведь нельзя сбрасывать со счетов общеобразовательную и высшую школу.
Комментарии