search
main
0

Лишний день календаря

Почему раз в четыре года февраль становится длиннее на одни сутки

Загадочно уже само название месяца… Одни ученые мужи говорят, что слово “февраль” произошло из латинского “очищать”, будто бы с приближением весны вся природа как бы очищается и принимает новый облик. Поэтому у древних римлян февраль посвящался покаянию в грехах. Ежегодно 15 февраля в Древнем Риме устраивались празднества – луперкалии, славили Луперка (одно из прозвищ бога Фавна, покровителя стад). Во время праздника жрецы Луперка, опоясанные шкурами животных, лупили всех подряд чем ни попадя…

По другой версии последний месяц зимы получил свое название в честь бога подземного царства Фебруариуса (Фебрууса). Еще в одной версии уточняется, что “фебруа” – так назывались ремни из козьих шкур, которыми полагалось стегать друг друга…

исокосный год – с латинского, говорит Вл. Даль, и уточняет “в котором февралю прибавляется 29-й день, накопившийся в четыре года от шестичасовых годичных остатков времени”. По Далю, название “длинного” года связано со св. Касьяном… Обратимся к народному календарю. Там говорится, что в Центральной части России работы в этот день и накануне прекращаются. “Глаз Касьяна” считается настолько опасным, что 29 февраля крестьяне предпочитают вовсе не выходить из избы, особенно до солнечного восхода. Новгородцы объясняют, почему день Касьяна празднуется только раз в четыре года, так: “Касьян три года подряд в свои именины был пьян и только на четвертый год унялся…” В Вологодской губернии говорят, что Касьяну подчинены все ветры, он держит их на двадцати цепях за двадцатью замками. Что в его власти пустить ветры на землю и наслать и на людей, и на скотину мор!

Если понятно, почему древние римляне хлестали себя именно в феврале, – это был последний месяц года, и все грехи нужно было оставлять в старом году – то поведение Касьяна и его отношения с крестьянами остаются тайной.

У нас до ХIV века было, как и теперь, два новых года. Один был как бы гражданским, и его отмечали I сентября (не оттуда ли традиция начинать новый учебный год?), другой – церковный, который праздновали 1 марта (как у древних римлян!). Лишь в 1342 году при митрополите Феогносте стали оба года отмечать 1 сентября. Но наша нынешняя традиция восходит не к ХIV веку, а к 14 февраля 1918 года, когда указом Совнаркома календарь бы сдвинут на 13 дней назад.

А так ли уж плох високосный год, который дарит нам лишний день жизни? Исторические хроники говорят, что ничего особенного, ничего отличного от других лет в високосные годы не происходило. Так, в “Полной хронологии ХХ века” Нэвила Уильямса 29 февраля остается одним из самых спокойных дней столетия, если не считать землетрясения в Марокко в 1960 году. Более того, в этот день рождались и гении, как, например, итальянский композитор Джоаккино Россини (1792-1868), автор 40 (!) опер.

Давайте возьмем у него интервью и представим его нашим современникам.

– Скажите, синьор Россини, где вы родились и кто были ваши родители?

– Я родился в маленьком итальянском городке Пезаро. Отец мой – оркестровый музыкант, мать – оперная певица. Как говорится, яблоко от яблони падает недалеко!

– А где вы получили музыкальное образование?

– Наша семья много ездила по Европе, и я учился музыке нерегулярно. Вместе с тем пел в хоре, аккомпанировал на клавесине, играл на скрипке. А систематическое музыкальное образование получил в Болонском музыкальном лицее в 1806-1810 годах и не без гордости могу сказать, что уже в 14 лет был избран членом Болонской музыкальной академии.

– Синьор Россини, вы автор всемирно известных опер, таких, как “Севильский цирюльник”, “Итальянка в Алжире”, “Отелло”, “Золушка”, “Сорока-воровка”, а также множества других музыкальных произведений… Как складывалась ваша творческая биография?

– Дебютировал я в 1810 году, но славы добился лишь в 1816-м, когда я за 20 дней создал оперу “Севильский цирюльник”. Все свои молодые годы я был тесно связан с оперным театром “Сан-Карло”. В 1822 году уехал в Вену, потом в Лондон, а в 1824-м обосновался в Париже и в течение двух лет руководил театром Итальянской оперы. В 1829 году после создания народно-патриотической оперы “Вильгельм Телль” я отказался от написания опер. В 1836-1848 годах жил в Болонье и занимался педагогической деятельностью: возглавлял музыкальный лицей.

– Остается добавить, что о вашем творчестве высказался наш русский композитор и критик Александр Николаевич Серов. Он сказал: “Жизнь, ум, творчество, мысль, свет, логика, красота и великолепие!”

Теперь давайте возьмем интервью у нашей молодой современницы, студентки 3-го Московского мединститута им. Семашко Екатерины Наренковой, которая родилась в Москве 29 февраля 1980 года.

– Катя, как ты относишься к дате 29 февраля?

– Положительно… Когда я родилась, то родителям предложили записать меня 28 февраля или 1 марта, но они не согласились… У меня есть две сестры, но вот в “исчезающий” день родилась только я.

– Значит, ты отмечаешь свой день рождения только раз в четыре года?

– Нет, каждый год – 1 марта. Говорят, что отмечать раньше, например, 28 февраля, нехорошо… К приметам отношусь также положительно: 13-е у меня счастливое число, сбываются сны, многое предчувствую…

– По гороскопу ты “обезьяна”?

– Да, и ощущаю в себе все признаки этого знака Зодиака: люблю читать, кроме фантастики; люблю спорт, музыку, живопись, особенно пейзажи, и не люблю так называемый “авангард”…

– А как ты попала в медицину?

– В этом “виновата” старшая сестра, которая заканчивает наш институт и уже стала врачом. И я понемногу втягиваюсь в медицинскую практику: в основном делаю уколы соседям, пожилым людям, есть и ветераны Великой Отечественной войны…

– 29 февраля 2000 года тебе исполнится 20 лет, что ты чувствуешь?

– …Что мне 20 лет и что я этот свой маленький юбилей отмечу своевременно – 29 февраля!

– Счастья тебе, успехов! В том числе и наилучшие пожелания от “Учительской газеты”!

Геннадий СЕМАР,

писатель

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте