В международном студенческом лагере сломался аудиомагнитофон. Один “наш” парень, недолго думая, разобрал его перочинным ножиком, сообразил, что к чему, и принялся устранять неисправность подручными средствами. Американские студенты поразились: “Зачем ты это делаешь? Разве ты сможешь починить? Не проще ли вызвать специалиста?”.
Такой подход можно считать вполне цивилизованным: каждый профессионально и серьезно занимается своим делом, но зато выполняет его на совесть; совершенствуется в чем-либо одном, а не суется, куда его не просят. Но я считаю, эта стратегия приемлема лишь для устойчивых экономических систем.
Вот почему я всегда утверждал и утверждаю: наша школа не дает лишних знаний. При нашей жизни мы должны знать все!
Тем приятнее видеть учебник, который дает возможность каждому школьнику самостоятельно освоить основы радиоэлектроники плюс сконструировать простейшие приборы и наглядно убедиться в действии тех или иных законов физики. Он так и называется: “Учимся радиоэлектронике” (П.П.Головин. Книга для учащихся (экспериментальные задания по электродинамике); издательство РИЦ “Реклама”, Ульяновск, 1999). Книга рекомендована Управлением общего и среднего образования Минобразования РФ.
При наличии элементарной материальной базы ≈ набора деталей (ламп, резисторов, конденсаторов, транзисторов и т.д.), соединительных проводов, специальной макетной платы для макетирования изучаемых конструкций ≈ работа с учебником превращается в захватывающее исследовательское путешествие в мир физики. В самом начале книги автор предлагает три варианта работы с пособием:
– самостоятельное изучение материала школьниками среднего и старшего возраста в домашних условиях путем проведения исследований, не связанных с использованием дорогостоящих приборов;
– самостоятельное проведение исследований в условиях школьного физического кабинета: на уроках, факультативных и кружковых занятиях;
– описательное изучение материала пособия без использования формул и вычислений с младшими школьниками под руководством старших.
(Признаться, последнее показалось мне наиболее важным, поскольку не секрет, что у многих учеников живой интерес к физике и химии был успешно убит в самом начале изучения предмета, как раз при помощи этих самых формул).
С первых страниц учебник поражает способностью автора изложить очень емкие и сложные понятия ≈ атом, ион, электрон, кулон, электрический ток, ЭДС и т.д. ≈ простыми и понятными словами, без лишней “воды”. И, конечно же, здесь невозможно обойтись без попыток наглядно представить те или иные процессы путем очень простых рисунков: например, показывающих движение электронов в проводнике, ионов в растворе, токов в транзисторах с разным типом подключения и много-много других. Примечательно, что здесь весьма уместно использованы не только рисунки, но и фотографии (резисторов, авометра, конденсаторов различного типа, осциллографа, звукового генератора, катушки индуктивности и даже правильного способа паяния!).
Обилие схем, фотографий и рисунков позволяет школьнику не запутаться в сложном материале (пусть даже и изложенном простым языком), образно представить себе, как работает тот или иной прибор, протекает тот или иной процесс, что в конкретный момент происходит в трансформаторе, выпрямителе, диоде. Но следует отметить, что в материале довольно часто встречаются и таблицы, которые ученик должен заполнить по ходу работы, выполняя практические задания.
Не стоит, однако, думать, что этот вид самостоятельной работы повергнет в уныние тех, кто стремится к получению максимально прикладного эффекта от изучения радиоэлектроники. Задание 3-4-3 “Изготовьте самодельный источник тока типа “Вольтов столб”. Или задание 14-9-3: “Сделайте простейшее цветомузыкальное устройство и испытайте его”. Задание 18-4-1: “Соберите и испытайте в работе генератор азбуки Морзе”.
Но самой захватывающей является 20-я глава книги ≈ “Конструирование радиоэлектронных устройств”. Здесь можно не только увидеть принципиальные схемы пeреговорных устройств, индикаторов электромагнитного поля, электронного кладоискателя, прерывистой и двухтональной электронных сирен, интерферометра звуковых волн, но и узнать их подробное описание.
В конце книги приведены очень полезные для всех радиолюбителей данные ≈ условные графические обозначения в электрорадиосхемах, справочные таблицы по полупроводниковым диодам и транзисторам.
Думаю, если бы такая книга попалась мне в детстве, я, вполне возможно, стал бы радиолюбителем. Как и тот коллега-студент из России…
Вадим МЕЛЕШКО
Комментарии