За последние годы модули оперативной памяти стандарта DDR2 значительно подешевели. В результате за те же деньги можно купить уже не 1 GB памяти, а 4 и больше. Но здесь таится другая проблема: 32-битные операционные системы не способны использовать для нужд одного приложения более 3,25 GB памяти. Все, что превышает этот порог, используется для обеспечения работы комплектующих, а при большом объеме – просто простаивает. Решить эту проблему помогают 64-битные редакции операционных систем (как Vista, так и ХР). Однако остаются вопросы целесообразности и экономической эффективности. Попробуем на практике рассмотреть влияние дополнительных гигабайт памяти на производительность и скорость реакции компьютера.
В эксперименте участвовал компьютер на базе производительного процессора Intel Core 2 Duo Е8400@3,6 GHz с установленной операционной системой Windows Vista Ultimate SP1 64 bit. Оперативная память TEAM 2x2048MB 1066MHz (TXDD4096M1066HC5DCD) использовалась комплектами по 4 GB каждый, то есть сначала тесты проводились на компьютере с 4 GB оперативной памяти, потом повторялись при 8 GB.
В обычной офисной работе (Word, Excel, 1C, Avant 50-60 вкладок, Firefox 15-20 вкладок, почта, Folding, несложное редактирование графики) количество занятой оперативной памяти оставалось неизменным – 2,0-2,2 GB. После полной загрузки операционной системы этот объем составлял 1,3 GB в обоих случаях. Очень редко (как правило, при дефрагментации и запуске антивирусной программы) показатель повышался до 2,8-3 GB, независимо от того, сколько памяти было вообще – 4 GB или 8 GB. В играх максимальное использование памяти не превышало 3,4-3,5 GB. Другими словами, ни при каких обычных условиях использования компьютера объем используемой памяти не приближался вплотную к 4 GB.
Как же влияет дополнительный объем оперативной памяти на скорость загрузки программ?
Благодаря используемой в Windows Vista технологии SuperFetch система автоматически отслеживает, какими приложениями пользователь пользуется чаще всего, и заблаговременно загружает их в кэш-память. Когда пользователь запускает приложение, компоненты которого уже находятся в оперативной памяти, приложение запускается существенно быстрее. При этом, если память нужна для работы приложения, необходимое количество тут же освобождается кэшем и выделяется тому или иному приложению.
Оказалось, что время загрузки игры GRID до первого ролика при 4 GB памяти составило 14 секунд, а при 8 GB – 12 секунд (прирост производительности 14,3 процента). Аналогично этому время загрузки операционной системы с момента нажатия кнопки Power до включения Windows Live Messenger при 4 GB памяти составило 101 секунду, при 8 GB памяти – 94 секунды (прирост производительности 6,9 процента). Выключение в обоих случаях занимает 31 секунду. Время загрузки других часто используемых приложений также незначительно сократилось. Те же программы, которые используются редко (а значит, их данные в кэше SuperFetch отсутствуют), требовали одинакового времени для загрузки.
Следовательно, увеличение объема оперативной памяти с 4 GB до 8 GB привело к ускорению загрузки операционной системы и приложений в среднем на 10-15 процентов. Использования же всего потенциала памяти не произошло.
Из этого можно сделать вывод: обычному домашнему компьютеру для игр и работы с офисными приложениями вполне достаточно 4 GB оперативной памяти. 8 GB в такой системе не принесут никаких существенных преимуществ. Поэтому лучше не ставить лишние модули, а приобрести более производительный процессор или более мощную видеокарту.
Впрочем, не исключаю, что для выполнения некоторых специфических задач (например, обработки изображений в PhotoShop или рендеринга видео) прирост производительности от дополнительных 4 GB памяти может быть более существенным.
Вадим КАРПУСЬ, по материалам www.shkolazhizni.ru
Комментарии