Помните знаменитый анекдот, рассказанный на форуме в Пензе директором школы из города Орла специально для Президента России? Тот самый, где учителю, работающему на одну ставку, есть нечего, а на две – некогда. Как это ни грустно, но само собой напрашивается продолжение: а что будет, если работать на три ставки? Тогда уже точно есть будет не нечего и не некогда, а просто некому и незачем.
Три ставки – это не преувеличение. Каждый третий учитель в Воронежской области работает с серьезными перегрузками, от 24 до 36 учебных часов в неделю, а еще 40% педагогов имеют нагрузку, превышающую ставку. Таковы данные прошедшего в прошлом году социологического исследования, инициатором которого выступил Воронежский обком Профсоюза работников народного образования и науки РФ, а проводил эту исследовательскую работу Институт социально-политических исследований Воронежского государственного университета. Были опрошены 400 педагогов, а главная тема исследований формулировалась так: «Выявление особенностей труда учителя в условиях модернизации образования». К сожалению, особенности оказались далеко не радостными. На вопрос «Как изменилась ваша заработная плата после обещанного повышения?» 47,8% респондентов ответили, что незначительно повысилась, 22,8% сказали, что изменений не произошло, 21% затруднились с ответом. И только 4,5% опрошенных отметили значительное повышение. Но с другой стороны, почти столько же – 4,1% – отметили, что их заработок понизился. По степени удовлетворенности своей заработной платой ответы распределились так: скорее не удовлетворены – 50,3%, скорее удовлетворены – 22,3%, полностью не удовлетворены – 19%, полностью удовлетворены менее 2%, остальные затруднились ответить. На вопрос, какая заработная плата представляется достойной за одну ставку, 32% опрошенных назвали сумму от 25 до 30 тысяч рублей. Еще треть ответивших снизили планку на пять тысяч, назвав сумму от 20 до 25 тысяч. 12,8% оказались еще скромнее в своих запросах и ограничились 15-20 тысячами. Зато 18,3% высказались за то, чтобы одна ставка составляла свыше 30 тысяч рублей. Попросили учителей назвать и факторы, которые не устраивают их в работе. На первом месте – все та же низкая заработная плата, о ней заявили 62% респондентов. Еще почти 53% указали на загруженность посторонней деятельностью, не относящейся к педагогической. На третьем месте – отсутствие свободного времени для отдыха. Об этом свидетельствует почти половина опрошенных. Весьма сложным стало отношение родителей к учителям и школе в целом, на это обращают особое внимание 43,8% педагогов. Большие учебные нагрузки испытывают 32%, то есть, как и было сказано выше, третья часть педагогов работает с перегрузками. Но в то же время почти половина учителей вынуждена подрабатывать. В числе способов получения дополнительных доходов 15,7% назвали репетиторство, 5,7% – преподавание на платных курсах, работу педагогом дополнительного образования – 4,4%, учителем (дополнительно к своим основным обязанностям) – 3,4%, и еще почти 8% опрошенных указали другие источники дополнительного дохода: работа воспитателем ГПД, пенсия, подсобное хозяйство, индивидуальное обучение, совмещение должностей. Условия труда на основном рабочем месте сегодня не устраивают лишь 11,8% опрошенных. Менее 10% набрали и такие факторы, как отношение к учителю администрации школы, психологический климат в школе, спаренные классы, отношение детей к учебе и т. д. При этом половина опрошенных высказалась за то, что необходимо дать учителю возможность работать на одну ставку: это сделает его работу более эффективной и позволит сохранить здоровье. О нем, кстати, тоже шла речь. Педагогов попросили рассказать, как часто они обращаются к врачам. Выяснилось, что 38,8% делают это не чаще 1-2 раз в год и почти столько же (36%) вообще предпочитают самолечение, до последнего избегая общения с врачами. Более-менее регулярно (от 2 до 4 раз в год) медиков посещают 18,5% опрошенных. Обо всем этом стоит так подробно говорить, хотя бы потому что за время, прошедшее после социологического исследования, фактически ничего не изменилось. Учителя по-прежнему работают с максимальной нагрузкой, а среднюю по региону заработную плату, как и год назад, высчитывают с учетом этих самых перегрузок. Как будто так и надо делать. Мало того, само понятие «работа на ставку» стало таким непопулярным, что его даже забывают указывать в отчетах. О том, почему складывается такая противоречивая ситуация, когда, с одной стороны, учительские доходы на бумаге растут, а с другой, растет скрытое возмущение педагогов своим нелегким положением и все возрастающей интенсивностью труда, не раз говорили профсоюзные лидеры. По словам председателя Воронежского обкома Профсоюза работников народного образования и науки РФ Тамары Бирюковой, причина в том, что до сих пор в стране не установлены базовые ставки и базовые оклады по профессиональным квалификационным группам. Педагоги вынуждены перерабатывать, потому что ничего другого не остается при окладе, который чуть больше 8 тысяч рублей. Хотя в России есть регионы, где и эта сумма гораздо меньше. С учетом всех нагрузок, переработок и оптимизации штатов (это, кстати, еще одна косвенная причина роста учительских зарплат) средний заработок педагогов в области равен сегодня средней по экономике и держится на уровне 20-22 тысяч рублей. Но может быть и меньше. Например, в Павловском районе, по данным за январь – август этого года, средняя зарплата учителя составила 19776 рублей. Однако, вполне возможно, к концу года сумма увеличится за счет какой-нибудь годовой премии или выплаты. Что сразу поднимет средний уровень до общеобластного и требуемого в связи с президентским указом от 7 мая 2012 года по реализации государственной соцполитики. Такая практика разовых выплат в конце декабря существует во многих районах области и значительно улучшает общую картину отчетности. Ведь на самом деле, как говорят в частных беседах учителя сельских школ, особенно маленьких, «средств на зарплату не хватает, никаких стимулирующих нет, доплачивают максимум за классное руководство, подвоз детей и информатику, могут добавить тысячу за ведение школьного сайта». А еще они говорят, что подушевое финансирование – настоящая удавка для малочисленных школ и что в последнее время «лишними расходами» стали даже учителя с высшей категорией: чтобы заплатить такому педагогу, директору надо выкрутиться и найти дополнительные деньги. Будет ли дальше легче и лучше, педагоги сомневаются. Опасения вызывает проект областного бюджета на следующий год, который уже прошел первое чтение. В бюджете отсутствует норматив на ученика сельской школы. В прошлом году утверждалось три позиции: норматив для образовательной организации в городской местности, норматив для школы в сельской местности и норматив на малокомплектную сельскую школу. Теперь остаются только норматив для образовательной организации и для малокомплектной сельской школы. Разделения на городскую и сельскую нет, хотя суммы в прошлом году отличались сильно. Подушевой норматив для городской школы – 29709 рублей, а для сельской – 52411 рублей. В следующем году, если бюджет утвердят в его теперешнем виде, норматив остается один и составит 32713 рублей. Для малокомплектной школы счет особый: с 586382 рублей норматив увеличивается до 655242 рублей. Но что будет с финансированием обычных сельских школ, непонятно, потому что если считать исходя из предложенной на следующий год «универсальной» суммы (одинаковой как для городской, так и для сельской школы), то получается, что, например, на сельскую школу в 500 человек может не хватить двух миллионов! Остается надеяться, что областное правительство и депутаты понимают всю серьезность предлагаемых изменений и не допустят такого значительного снижения финансирования. Мы же со своей стороны обещаем отслеживать ситуацию. И предлагаем несколько ответов школьных директоров на наши вопросы о величине заработной платы и существующей учебной нагрузке.Наталия НЕЗНАМОВА, директор Хлебородненской школы Аннинского района:- На 1 сентября 2014 года средняя заработная плата по школе составляла 21 тысячу рублей. Такая же она и сейчас. Самая маленькая нагрузка на учителя – 21 час в неделю, а самая высокая – 32 часа. Школа малокомплектная – 60 учеников и 20 детишек в детском саду, который открыт при школе. Классы маленькие, большую роль играет нехватка учителей по некоторым предметам, поэтому наши педагоги прошли курсовую переподготовку и ведут смежные дисциплины. Пока у нас не получается сделать так, чтобы учитель работал на одну ставку, у всех больше часов. А со следующего года мы переходим на ФГОС с 5-го класса, там вообще некоторые предметы исчезают из учебного плана и нагрузка еще меньше, поэтому приходится и на это рассчитывать. В детском саду у нас педагоги с высшим образованием, все воспитатели прошли курсовую переподготовку по ФГОС. Совмещать, то есть, например, учителю работать в детском саду, не получится. Василий ДЕРЕВЯНКО, директор Новомарковской школы Кантемировского района:- Зарплата в нашей школе не уменьшилась, даже у некоторых учителей увеличилась в связи с аттестацией, так как некоторые с первой категории защитились на высшую и коэффициент увеличился. Также у нас не было оснований для уменьшения заработной платы, потому что увеличилось количество детей, приехали беженцы из Украины, сейчас у нас 166 учеников. Средняя зарплата по школе 21-22 тысячи, средняя нагрузка на учителя 22 часа. Воронежская область
Комментарии