Летом почти во всех белгородских школах были организованы трудовые отряды. Привлекали ребят из неблагополучных, малообеспеченных и многодетных семей, приглашали подростков из группы риска и просто тех, кто хотел заработать деньги на мелкие расходы. (За 20 дней можно было получить 1100 рублей.)
Я думала, что желающих будет огромное количество, но ошиблась. Подростки были недовольны, мол, совсем маленькие деньги. Но ведь техничка в школе за 7 часов работы получает столько же. И все-таки идея с трудовыми отрядами очень хорошая. Удалось заинтересовать более тысячи ребят во всем городе. Значит, на этот промежуток времени они заняты, и пустого времяпровождения не будет. Конечно, хотелось, чтобы таковых ребят было больше в городе.
Недавно довелось мне побывать в сельской школе. Там встретилась с другими проблемами. Но начну по порядку. В Юрьевскую школу меня пригласили на свой выпускной бывшие ученики. Приглашение в какой-то степени было неожиданным, а значит, особенно приятным. Я год не видела ребят и школу, в которой проработала 15 лет. Все увиденное в селе не могла не принять близко к сердцу.
Хозяйство в Юрьевке «свернули, укрупнили, модернизировали» (называй как хочешь), молодежь разъехалась, в школе резко уменьшилось число учеников.
Я оптимист по натуре. Вот и в поездке настраивала себя на все положительное. К сожалению, чудес не бывает. Учителя Юрьевской школы подсчитали, что в сентябре в первый класс придут четыре ученика (в 2005-м их было 2), а уже в 2007-м первый класс не откроют. Нет детей! Впервые за 15 лет в школе будет класс-комплект.
Красивое, удобное, новое здание школы постепенно пустеет. Грустно! Все живут надеждой, а вдруг семья с детьми приедет в село. А может, «наверху» вдруг решат возродить каким-то образом сельское хозяйство.
Педколлектив в школе молодой, учителям бы работать да работать, но кому-то придется менять профессию. В ближайших селах те же проблемы: нет учеников, а есть лишние учителя.
Слушаешь, как наши реформаторы в образовании радостно вещают, что, к примеру, в Ростовской области закрыли столько-то малокомплетных школ. Учеников возят «на автобусах в крупные школы». Оторопь берет от этой «радостной» вести. А что стало с учителями этих школ? О них не говорят.
Но если в городе учителя имеют возможность как-то устроиться, то в селе для них никакой работы нет. К тому же совсем не обязательно, что крупная школа, куда детей возят на автобусе, лучше закрытой. На примере Юрьевской школы я знаю, что оснащение физкабинета было одним из самых лучших в районе.
Таисия БАТАЕВА, социальный педагог и учитель математики школы №20, Белгород
Комментарии