«…Просим вас помочь нам разобраться по некоторым вопросам. Почему все выплаты идут из фонда стимулирования (25% сельских; доведение до МРОТ младших воспитателей, поваров, завхоза, прачки, кастелянши, работников комплексного обслуживания, штрафные санкции – СЭС, пожарка). В результате от стимулирующих выплат остается 4-6 тысяч, а то и вовсе их не бывает. Нет доплаты за стаж. В конце года не выплачивают экономию по зарплате», – пишет коллектив Красноярского детского сада.
Этого мало – в среднюю заработную плату педагога включаются почему-то и льготы за коммунальные платежи независимо от того, пользуются ими люди или нет. «При переходе на ОСОТ в фондах оплаты труда не предусмотрены средства на оплату труда за обучение учащихся на дому (а они в 5 раз больше, чем на обычного ученика), замещение временно отсутствующих работников, на увеличение оплаты труда педагогов, аттестованных в течение финансового года на более высокую квалификационную категорию, на обеспечение льгот работникам, совмещающим работу с обучением, командировочные расходы, связанные с повышением квалификации, и другие…» – отмечал Валерий Якубович, председатель Федерации омских профсоюзов. В соседней Томской области, например, переход на новые денежные системы предваряла большая работа – провели мониторинг, в результате которого сократили большей частью технические должности, обучили директоров, подготовили педагогов. А главное – областной бюджет выделил средства. В Омской области без всякого мониторинга дали приказ директорам оптимизировать расходы. Удар на себя приняли психологи, социальные педагоги, преподаватели школьного и регионального компонентов, коих в сельских школах теперь практически не осталось. Технические должности сократили ударно – появились новые профессии: «сторож с обязанностями дворника», «завхоз с обязанностями уборщика», «подсобный по кухне с обязанностями помощника воспитателя». Оклады подняли тоже просто – очередным указанием велели подтянуть тарифы до уровня минимальной оплаты труда. Руководителям школ неоткуда было взять средства, кроме как из надтарифного фонда. В итоге зарплата большинства педагогов не только не увеличилась, но и уменьшилась. В Муромцевском районе, к примеру, как рассказал Александр Рахно, в прошлом учебном году неожиданно оказались лишними 66 ученических душ – финансирования на них нет, посему Министерство образования области потребовало их ликвидации. Слава богу, пока не расстрелять, а просто устранить из школы. Надо полагать, такая ситуация не в одном районе. Тем более что, по словам Олега Смолина, два года подряд федеральный бюджет не выделяет средств на поддержку образования в регионах. Омская область выходит из положения с помощью оптимизации. Сколько сельских школ стерто с лица Омской земли, власть держит в тайне. Депутат Законодательного собрания Омской области Александр Алехин благодаря разным источникам информации сумел насчитать около сотни. Учить детей сельчанам все труднее. Жители Новинки Азовского района рассказывали мне, что ученики весной и осенью сидят по домам – до трассы всего-то четыре километра, но школьный автобус не рассчитан на непролазную грязь. Какой им ЕГЭ после такой науки? – Закрытие школ под предлогом оптимизации стало бедствием для Омской области, в том числе и для нашего Калачинского района, – считает заслуженный учитель России Алевтина Кабакова. – Власти предварительно объявляют о реструктуризации, делают школу филиалом другой, а потом закрывают. Никакого решения сельских сходов, и без того формального, им не требуется. В Омской области без всякого мониторинга дали приказ директорам оптимизировать расходы. Удар на себя приняли психологи, социальные педагоги, преподаватели школьного и регионального компонентов, коих в сельских школах теперь практически не осталось. Прежде областной агитпроп цитировал слова омского губернатора Леонида Полежаева о том, что «закрывается школа – закрывается село». Теперь все с тем же с неуемным оптимизмом рассказывает о счастье учиться в большой школе, приводя в пример некоего американского мальчика, которому ради этого пришлось пройти 16 километров. Скоро и Ломоносова вспомним – он больше тысячи километров прошагал. Тем более что даже региональное Министерство образования признает, что молодые педагоги в село работать не едут. «Несмотря на серьезные меры господдержки…» – с удивлением рассказывала Ирина Прозорова на пресс-конференции. И тут же опровергает себя: зарплата у молодых педагогов по сравнению с другими учителями низкая, жилья нет, а из всех мер господдержки вспоминаются только 20 тысяч подъемных, которые к тому же, оказывается, служат предметом зависти окружающих! Виноватого в том, что молодежь не едет на село, областные власти уже нашли – Омский государственный педагогический университет, который, по мнению губернатора, «никакого вклада в развитие педагогики давно не вносит», планируется объединить с классическим университетом. Правда, по словам теперь уже бывшего ректора ОмГПУ Константина Чуркина, за последние 6 лет из педуниверситета в систему образования региона пришли работать более 1200 учителей. То, что новенькие в селе не задерживаются, вина уже не вуза. Кстати, в городе Омске процент молодых, которые остаются в системе образования, за последние годы перевалил за 90. Кроме реальных программ поддержки, включая программу жилья для молодых специалистов, в Омске в 2010 году активно развивалось конкурсное движение. Стал традиционным конкурс на лучшего педагога города, по итогам которого 50 учителей, воспитателей, музыкальных работников, психологов получили по 100 тысяч рублей. Состоялся новый конкурс «Призвание», в котором было 375 победителей, по количеству муниципальных образовательных учреждений, и каждый заслужил не только приз в 50 тысяч рублей, но и искреннее признание коллег. Модернизация, реорганизация, реструктуризация, оптимизация и прочие мероприятия образовательных реформ катком прошлись по общему образованию. Что уж говорить о дополнительном? Только вмешательство «Учительской газеты» спасло областной Центр туризма и краеведения, созданный в июне 1945-го, от немедленного объединения в целях экономии средств с двумя спортивными школами олимпийского резерва и школой адаптивной физкультуры. Если соединение спортивных школ, включая школу для детей с ограниченными возможностями, еще как-то можно было понять, то Центр туризма и краеведения попал в эту компанию только потому, что занимает хоть и старенькое, но двухэтажное здание в отличие от прочих членов объединения. Причем от центра, ведущего и координирующего в области детскую краеведческую работу, осталась бы только спортивная секция. Этот вопрос после нашего вмешательства отложили до лучших времен. Так же как и вопрос с переселением Дома детского творчества Таврического района, который местные власти без всяких согласований чуть было не загнали в аварийную школу только потому, что здание ДТТ, отремонтированное руками самих педагогов, понадобилось под другие нужды. Как-то во всех этих модернизациях и реорганизациях напрочь забыто, для кого, собственно, все это делается. Нет, мальчишки и девчонки чиновникам, безусловно, нужны, но лишь как единицы в отчетах. Жаль, что в бумаги не вносятся другие факты. Например, в одной из школ Таврического района заместитель директора по воспитательной работе долго и страстно любила детей. Не всех – только мальчиков. Родители 14 старшеклассников обращались и в прокуратуру, и в администрации разного уровня. Но возраст юношей «после 16» позволяет им вступать в такого рода отношения, в районной администрации у дамы родственники на солидных должностях, а областное министерство занято реформированием. Благодаря ей Омская область теперь известна на всю страну – на сайте «Педофилы России» она занимает почетное место. Омская область
Комментарии