Все семеро финалистов республиканского конкурса «Учитель года Карелии-2014» – преподаватели-гуманитарии. Один из них, Максим Иванов из петрозаводского Державинского лицея, и стал победителем. Ученики устроили ему бурную овацию.
Среди всех 20 участников конкурса оказалось лишь трое представителей негуманитарных дисциплин: по одному учителю математики, технологии и физкультуры. Преподаватели информатики, физики и химии не представлены вообще. По словам председателя жюри, заместителя министра образования Карелии Татьяны Васильевой, это показатель того состояния, в котором находится в республике преподавание точных дисциплин. Как известно, ЕГЭ по математике Карелия последние годы сдает ниже среднего по России.Учителя за два конкурсных дня в Республиканской специализированной школе искусств провели классный час, представили свой инновационный педагогический опыт, дали урок с последующим самоанализом. Финалисты приняли участие в открытой дискуссии.Какие же главные тенденции, на мой взгляд, проявил конкурс?Демократичность. Среди критериев, по которым члены жюри оценивали одно из первых заданий, были и такие: демократичность и корректность в общении с учениками. Тем и другим отличались все конкурсанты. Проявлялось это в обращении к ученикам по именам, в спокойной реакции на неправильные ответы. На разговорчики – куда ж без этого! – учителя реагировали шуткой, мгновенно завладевая вниманием детей.Свободное владение новыми технологиями. Все учителя активно используют мультимедийные технологии, арсенал разнообразный – от умной доски до документ-камеры. В Карелии этим не удивишь, а вот в Белоруссии ничего подобного, оказывается, нет. Учительница начальных классов из поселка Ляскеля Питкярантского района Юлия Кононенко двенадцать лет работала в Могилеве, там, по ее словам, на 400 человек был один компьютер, ни одной интерактивной доски.Расстроила речь учителей. На семинаре перед конкурсом, как мне рассказали, на это обращали особое внимание, но одного желания мало, надо еще владеть родным языком. А его убивают канцеляризмами, лексическим однообразием, а то и элементарной неграмотностью.«Какие проблемы вы увидели в данном ролике?» – спрашивает учитель четвероклассников. «Я благодарю вас за это мероприятие» – имеется в виду урок. Подобных канцелярских оборотов пришлось услышать в избытке. Множество грамматических ошибок, приведу одну: мое день рождения.И все-таки самое главное на конкурсе – уроки. Они были неравноценные, как говорится, то взлет, то посадка. Пришлось видеть заскучавших детей, когда тема – на уроке истории! – никак не соотносилась с сегодняшним днем. Или когда учитель давал множество интересных заданий, но не хватало времени подвести итог, и все повисало в воздухе.Были блистательные уроки. Максим Иванов два года назад участвовал в республиканском финале. Тогда проиграл, сейчас нацелен был только на победу. На уроке он с первых минут установил контакт с классом. Мгновенно перестраивается в зависимости от неожиданного ответа, колебания в настроении детей. Любой учитель способен на такое при двух условиях: способности к импровизации и полного владения учебным материалом.Тема его урока по обществознанию в 7‑м классе поначалу показалась невыигрышной: «Реклама как экономическое явление». Однако в классе все сразу забурлило. Дети в группах быстро сделали плакаты, рекламирующие один из школьных предметов, определили лучший. Победила литература! Затем познакомились с видами рекламы по содержанию, по способу размещения. Обсудили, можно ли доверять рекламе на 100 процентов («Нет!»), составили алгоритм, как ей противостоять. Посмотрели ролик Зюганова, фрагмент из фильма «99 франков» про циничного создателя рекламы. В конце надо было закончить высказывание: «Нам всем внушают желания, которые нас…». Правильный ответ «удручают», но один мальчик предложил вариант, по-моему, более точный – «подавляют». И все это за полчаса – столько длится конкурсный урок.- Мы живем в информационном обществе, подросток не может противостоять рекламе, – объяснил Максим Иванов выбор темы. – Агрессивная среда влияет, появляются комплексы. Важно, чтобы дети поняли, что школьные занятия не оторваны от жизни, и получили новые знания.С кино Максим Иванов работает системно, создал в Державинском лицее популярный киноклуб. На конкурсе он представил свой опыт «Кинематограф как универсальное средство обучения». Его ученики пишут сценарии, по которым снимут короткометражки. Они будут демонстрироваться на плазменных панелях в лицее. Посмотрела несколько сценариев. В основном об отношениях с родителями, сверстниками, хотя некоторые ребята берутся за такие сложные темы, как детдом, смертельная болезнь. Эти сценарии – срез того, что на самом деле волнует подростков. Снимая фильм, они избавляются от тревоги, снимают напряжение. Происходит своего рода кинотерапия.После конкурса Максим дал блиц-интервью.- Ваши уроки всегда связаны с днем сегодняшним. Для вас это принципиально?- Уроки, оторванные от жизни, отталкивают детей от предмета, от учителя. Особенно это важно на уроках истории и обществознания. Я часто актуализирую изучаемый материал, обращаясь к тем событиям, которые происходят здесь и сейчас, то есть новостям. Так выстраивается связь эпох. Ведь без этого ученикам сложно понять современные исторические процессы.- Ваши уроки требуют много эмоций. А что вы делаете, если, положим, с утра нет настроения? Ведь тогда урок не получится…- У меня не бывает плохого настроения. Все свои проблемы оставляю за порогом школы.- Видела, как за считанные минуты вы устанавливаете контакт с незнакомыми детьми. А бывали у вас за восемь лет работы в школе конфликты с учениками?- Серьезных конфликтов не было. Иногда случались ссоры, но они не были продолжительными.Осенью Максим Иванов будет представлять Карелию на Всероссийском финале конкурса «Учитель года России-2014».
Комментарии