«Вы говорите о низменности людей. Но надо условиться в термине «низменность». По-моему, по русской пословице «Не удастся свинье на небо взглянуть» – низменна крыловская свинья под дубом.
Напрасно:
Ведь это дереву вредит, –
Ей ворон с дубу говорит.
А она отвечает:
Мне были б желуди, ведь я от них жирею.
Выучите эту свинью древним и новым языкам, познакомьте с философией, с искусствами, взглянет ли она когда на небо? Не потому, что она не способна научиться, а потому, что она свинья и у нее шея кверху не гнется. Чем большему ее научат, тем больше от нее беды. Она должна про высокое, про нравственность, государство, народ, образование, искусство судить по слуху. Вот она и строит земледельческие академии, подрывая изо всех сил земледелие… Хлопочет о народных принудительных европейских школах и оставляет попов в презренном виде, от которого русский человек… готов откупиться последней курицей, лишь бы иметь право загоготать ему в спину – и забывает, что в Европе нет попа не из университета, да какого университета».
«В поте лица твоего неси хлеб твой», – сказано на пороге потерянного рая, где ничего не делали, а только созерцали идеал. Непонимание этого краеугольного закона и есть наша общая человеческая, а тем паче русская беда… И чем более людей уйдут в фельдшера, астрономы, философы и т.д., тем трудней будет питание в ненаселенной земле. Но наше quasi-светское воспитание с молоком матери внушило нам, что жизнь реальная нисколько не труд и напасть, а дивертисмент с разными перипетиями и сюрпризами. Мальчик или девочка бросает свою постель, стакан, книжку и говорит: «Это все приберут, а я, мамаша, надену сегодня новое платье и поеду кататься непременно на красных колесах». Очевидно, что такой человек учится не для знания или умения, а для места, которое получает не для добросовестного дела и труда, а напротив, чтобы, ничего не делая, только не попадаться, да получать побольше жалованья (какая приятная вещь!) на красные колеса…»
Эти мысли высказаны были давно, более ста лет назад, в письмах Афанасия Фета Льву Толстому. Ярлык поэта «чистого искусства» отчасти и сегодня держится на его имени и творчестве, во всяком случае, именно как поэт Фет более всего известен. Между тем он, тонкий лирик, еще и интересный прозаик: купив небольшое имение в Орловской губернии, он пробовал там, говоря современным языком, «заниматься фермерством» и печатал в журналах очерки о своем хозяйственном опыте: смесь воспоминаний, наблюдений, размышлений. Не так давно они были изданы отдельной книгой – «Жизнь Степановки, или Лирическое хозяйство».
Известное со школьной скамьи имя. «На заре ты ее не буди, на заре она сладко так спит…» И в то же время – неизвестный мир. Сельское хозяйство, обсуждение Шопенгауэра с Толстым, а та мысль, что человек учится лишь для места, на котором мог бы ничего не делать, не близка ли она современным нашим сетованиям о том, что среднее специальное образование в кризисе, нет рабочих рук и квалифицированных рабочих…
В «Учительской газете» в 2009 году, который уже не за горами, обязательно останется «Факультатив». Не только для того, чтобы напомнить какие-то события или факты, памятные даты, но чтобы взглянуть на человека или событие с особого ракурса, когда взгляд, обращенный в прошлое, позволяет лучше понять настоящее.
Виктор БОЧЕНКОВ, редактор отдела культуры и науки
Комментарии