Барнаульский транспортный прокурор, советник юстиции М.Р.Моисейчик подписал ряд обвинительных заключений с одинаковыми формулировками: “Совершено преступление в составе группы лиц по предварительному сговору…”, “имея умысел на причинение ущерба собственнику путем обмана…”, “используя служебное положение и имея корыстные побуждения…”, “имея умысел на вовлечение в преступление несовершеннолетних…”, “служебный подлог…” и т.д. Жестокие формулировки. Они определили состав преступлений, предусмотренных статьями 327, 165 и 292 Уголовного кодекса, после длительного кропотливого следствия. В результате привлечены к ответственности директора Бастанской, Михайловской, Кулундинской, Гляденской, Барнаульской и других школ Алтайского края. Вместе с ними – 55 подростков и их родители. Та самая “группа лиц, действовавших по предварительному сговору”.
Диво дивное: директора-то не худшие в крае, выпускники школ – из числа лучших, ставшие первокурсниками экономических, юридических, гуманитарных факультетов Барнаульских университетов и колледжей, среди их родителей – директор школы, завуч, учитель, главбух… Никто из них ранее не судим. Почему же они пустились на обман и подлог? Видимо, подделка документов (в этом суть преступлений) перестала восприниматься как постыдное мошенничество.
Один из учителей, выступавший посредником, саркастически констатировал: “Теперь и у нас тот, кто украл железную дорогу, окажется в кресле министра, а тот, кто проедет по этой дороге без билета, окажется на скамье подсудимых”.
Может, и так. Но легко быть порядочным человеком в счастливых обстоятельствах. Школа же учит поступать достойно в обстоятельствах недостойных. Или теперь уже не учит, поскольку воспитательная система рухнула? Во всяком случае, названные школы не научили детей честно зарабатывать деньги, отвечать за последствия своих поступков, соизмерять желания с возможностями. Зато подсказали своим выпускникам еще один “честный способ изъятия денег у дирекции железной дороги” – снабдили поддельными справками.
К сожалению, сегодняшние студенты лишены льгот на приобретение билетов подешевле, хотя бы разовых – на время каникул. А вот школьники могут разъезжать по стране сколько угодно – с октября по май – по билетам с 50-процентной скидкой. Первокурсник же мало чем отличается от старшеклассника, он еще не адаптировался “на чужбине”, не научился ни зарабатывать, ни терпеть разлуку, ни… предусматривать последствия. Следователю многие из них говорили: “Не знаю, как это получилось”.
…Жанна Г. “обнаружила” у себя дома незаполненный бланк с угловым штампом и гербовой печатью Октябрьской школы, а ее мама заполнила этот бланк, превратив дочку в школьницу, имеющую право на льготный проезд по железной дороге.
…Студент технического университета Иван С. уговорил своего отца, директора училища, взять поддельную справку у друга, директора Михайловской средней школы.
…Студентка Барнаульского политехнического техникума Наталья С. длительное время приобретала льготные билеты по справке Бурлинской средней школы, где дату выдачи справки проставила сама и тем продлила право на дешевый проезд. Ивану М. студенту Горно-Алтайского техникума, поддельную справку мама выпросила в Бастанской школе, ссылаясь на нужду и бедность.
А в Кулундинской школе и просить не надо: чистые бланки со штампом и печатью, но без фамилии школьника, раздавали всем учащимся, чтобы они заполняли их сами. Вписывай любую фамилию!
Директора других школ, с которыми довелось обсуждать эту проблему, считают ее часто не столь уж и значительной: халатность, мол, некогда бюрократией заниматься, да и студентов жаль, которым надо же домой съездить за продуктами…
– Главная беда даже не в том, что железная дорога таким образом ограблена на несколько тысяч рублей, а в том, что в разряд преступников попали благополучные студенты, возможные интеллигенты, интеллектуалы, – с явной душевной болью говорит исполняющий обязанностиначальника милиции общественной безопасности Западно-Сибирского УВД на транспорте Николай Иванович Демин, в прошлом учитель, сын директора школы, а теперь отец двух студенток, хорошо понимающий психологию юношества. – Директора считают, что такая справка – пустяк. Но этот “пустяк” способен искалечить всю жизнь выпускника. Грозные обвинения прокурора, статья Уголовного кодекса, судимость – всего этого могло не быть в их биографии, не получи они в свое распоряжение чистые бланки или поддельные документы. Спровоцировали ребят на преступление сами педагоги, директора школ. Сейчас, когда начинается новый учебный год, хотелось бы, чтобы Министерство образования обратило особое внимание на эту проблему: неуважение документов и законов оборачивается бедой.
Горько и стыдно, господа интеллигенты…
Галина ФРОЛОВА
Комментарии