Так получилось, что именно благодаря компьютерам я стал учителем. За несколько месяцев до окончания школы я прочитал фантастическую повесть Дэвида Бишофа «Военные игры» о подростке-старшекласснике, который раскрыл секретный код для запуска стратегических ракет, думая, что играет в компьютерную игру. История настолько меня захватила, что я твердо решил связать свою будущую профессию с компьютерами. А в это время в Талды-Курганском педагогическом институте (Казахстан) впервые была образована группа по специальности «физика-информатика»…
Переехав одиннадцать лет назад в село Каргасок Томской области, я сразу оказался в образовательном учреждении и нисколько об этом не пожалел, так как здесь для меня удачно сочетаются и работа педагога, и главное хобби – компьютеры.
Про GNU/Linux услышал довольно давно, но первые попытки «установить и познакомиться на практике» начались с локализованного дистрибутива «Красная шапочка 5» (RedHat) лет десять назад, когда пытался найти решение для одновременного выхода школьного компьютерного класса через один DialUp модем. Тогда это закончилось ничем.
В 2005 году по совету и с помощью своего выпускника, студента ТГУ Дмитрия Гордуновского, в качестве эксперимента установил на один из школьных компьютеров второй системой ASPLinux 9. С большим интересом в течение всего учебного года мы вместе с учениками знакомились с непривычным интерфейсом и программами из дистрибутива. Было огромное желание установить тогда Linux второй системой на все школьные компьютеры. Уже тогда появилось понимание того, что для повышения в будущем конкурентоспособности на рынке труда учеников в школе нужно знакомить с несколькими ОС. Мои попытки получить помощь по настройке новой для меня системы в Интернете позволили мне установить контакты с TLUG (Tomsk Linux User Group).
В это же время под руководством заместителя директора по ИТ регионального Центра развития образования Томской области Виктора Корнеева была создана рабочая проблемная группа РРЦ (районных ресурсных центров) для поиска решения проблем информатизации образовательных учреждений Томской области, в состав которой входят педагоги со всей области. Постоянное и основное средство общения группы посредством Интернета – irc-канал и переписка по e-mail, кроме того, регулярно проводятся очные встречи. Организаторский талант Виктора Дмитриевича, координация усилий участников группы и взаимопомощь ее членов упростили миграцию на свободное ПО.
Мощным катализатором внедрения софта с открытым кодом в образовательные учреждения области стало «дело Поносова». Инвентаризация ПО в нашей школе показала, что некоторые компьютеры, поставленные нам по областным программам, из районного бюджета, а также приобретенные школой самостоятельно, поставлялись без лицензий на программы. Мы подсчитали, сколько нужно потратить на лицензирование проприетарного ПО, которое использовалось в учебном процессе с учетом скидок для образовательных учреждений. В результате получилось 582917 рублей, что для школы является значительной суммой. Директор нашей школы Валерий Седунов сам преподает информатику и программирование, и поэтому он со всей серьезностью отнесся к проблеме лицензионной чистоты ПО на школьных компьютерах.
Группа РРЦ коллективно начала искать замену коммерческому ПО, изучая сначала FREEWARE и GPL- программы для Windows. А затем закономерно встал вопрос о переходе и выборе дистрибутива GNU/Linux, который можно было бы рекомендовать образовательным учреждениям в качестве базового. Тогда же остро обозначилась проблема организации и подготовки школьных системных администраторов и учителей на курсах повышения квалификации основам GNU/Linux. Мы обращались в томские вузы с таким вопросом, однако готовность проявил только Томский госпедуниверситет.
Мне посчастливилось попасть на курсы, организованные в РЦРО Виктором Корнеевым, которые проводили Денис Шергин, Сергей Ларин и Глеб Куликов. Конспекты и видеозаписи этих занятий до сих пор помогают мне в работе.
В марте 2007 года мы перевели школьные сервера и один компьютерный класс на Linux Mandriva FREE 2007. Замечательно то, что сразу на следующий день продолжились занятия школьников по информатике не только в «новом» офисном пакете и по программированию, но и в среде Free Pascal вместо Turbo Pascal. Школьники быстро сориентировались в новой графической среде и проявили интерес к изучению «необычных» программ и операционной системы. Некоторые учителя и школьники взяли дистрибутивы для установки на домашние компьютеры. Радует то, что у ребят из пятых и шестых классов вдруг стал популярным LiveCD Linux Mandriva ONE 2007. Они просили этот дистрибутив, чтобы поизучать его самостоятельно и показать дома своим родителям и знакомым.
Наша школа стала победителем ПНП «Образование», и на полученный грант в один миллион рублей помимо всего прочего в октябре 2007 года были приобретены новые компьютеры для второго компьютерного класса, на которые сразу же был установлен дистрибутив Linux Kubuntu 7.04.
И Linux Mandriva, и Linux Kubuntu обладают собственными достоинствами и недостатками, но так как оба они имеют приставку Linux, то между ними нет большой разницы – лишь бы был кто-то, кому можно задать вопрос по настройке.
В том же году четыре школы Каргасокского района, в том числе и наша, были включены в областной проект по экспериментальному внедрению свободного ПО в образовательные учреждения. Помимо установки нового софта на школьные компьютеры, этот проект предусматривает обучение учителей его использованию. В ноябре под эгидой ТГПУ на базе двух каргасокских школ мы провели дистанционные курсы повышения квалификации по изучению свободного ПО для 18 учителей-предметников, которые позволили нашим педагогам ознакомиться и получить навыки работы с прикладными программами, входящими в состав современных дистрибутивов Linux. В основном изучались офисные, графические программы и программы для работы в сети «Интернет», а также образовательные программы из пакета KDE Education.
Учебные программы для преподавания информатики с 5-го по 11-й класс и программирования для физико-математического профиля разрабатываются нашими учителями на основе «Обязательного минимума содержания образования по информатике», рекомендованного Министерством образования и науки РФ, и утверждаются на школьном методическом объединении. Во время миграции на свободное ПО серьезных изменений в учебные программы вносить не пришлось.
Сейчас в нашей школе более 60 компьютеров, из них 22 используются в двух компьютерных классах, а остальные расставлены по одному в учебных кабинетах, в библиотеке, в учительской, в кабинете психолога и в кабинете социального педагога. Рабочие места завучей и директора школы также оборудованы компьютерами. Три четверти машин подключены в ЛВС по витой паре и беспроводной связи WiFi и имеют выход в Интернет. Работа по подключению оставшихся планируется на самое ближайшее будущее. Компьютеры поставлялись партиями: первая PentiumMMX 166Mhz/RAM 16Mb, Celeron 700Mhz/128Mb, Celeron 1.3Ghz/256Mb, Celeron 3Ghz/512Mb.
Естественно, мы используем в школе не только свободное ПО. Помимо Linux FREE Mandriva 2007/2007.1 Spring/2008 , Linux Kubuntu 7.10, Open Office, GIMP, Free Pascal, KDE Education (в частности Kmplot, KTurtle с языком LOGO), у нас установлены Windows 2000/XP/Vista и МСО 2000/2007 для работы с документами в формате МСО.
Дело в том, что большое количество образовательных CD, имеющихся в школьной медиатеке, созданы для Win-платформы, и это пока один из главных сдерживающих факторов для окончательного перехода на GNU/Linux в школах.
Администрация работает как на Win-платформах, так и на Lin-платформах, однако на всех установлен пакет OpenOffice. Например, диспетчер расписания работает на Linux FREE Mandriva 2007 в OpenOffice Calc.
Миф про аппаратную несовместимость большинства периферии под Linux мы развеяли собственным опытом использования: принтеры, сканеры, фотоаппараты, флешки, кардридеры, BlueTooth и WiFi-адаптеры работают под Linux «из коробки», даже без установки дополнительных драйверов. Интерактивные доски SmartBoard также работают у нас под Linux, так как на прилагаемых к ним CD имеется фирменное ПО и под Windows, и под Linux. Справедливости ради замечу, что у нас есть небольшая часть приобретенной ранее техники «типа Only-Windows»: МФУ, web-камеры, которые не имеют драйверов под Linux (используем их на Win-компьютерах). Но впредь мы будем внимательнее приобретать периферию и стараться приобретать только такую, которая поддерживается как под Windows, так и под Linux.
За 2007 учебный год эксплуатации разных платформ в нашей школе из-за системных сбоев (чаще из-за вирусов на флешках, несмотря на ежедневное обновление антивирусных баз и update системы из Интернета) «рухнуло» шесть компьютеров под Windows и ни одного под Linux.
Сейчас планируем обновить на школьных компьютерах ОС до Mandriva FREE 2008.1 Sping и Linux Ubuntu 8.04, а также начать установку Linux второй системой на компьютерах, установленных в учительской и учебных кабинетах.
Для распространения и получения опыта работы с GNU/Linux сейчас сильно не хватает некой интернет-площадки, ориентированной именно на учителей, внедряющих свободное ПО в образовательный процесс. Вернее, площадок сегодня много, но на большинстве из них идет, скорее, полемика «Linux vs Windows», а нужна спокойная совместная работа по обмену опытом использования свободного софта, его систематизации. Возможно, ресурс www.linuxschool.ru станет таким проектом.
По большому счету, в основном не хватает только времени на изучение нового, а ведь это очень интересно и захватывающе, так что дальше времени будет не хватать еще сильнее.
Комментарии