Линия успеха
Развивающее обучение и новое поколение учебников по биологии
Не развивать школьников, а создать условия для их развития, помогать им развиваться самим. Эта фраза должна стать определяющей в деятельности каждого педагога.
Для того чтобы успешно действовать в изменяющемся мире, каждый ученик должен научиться принимать самостоятельные и осмысленные решения. Ученикам важно научиться просеивать информацию, увязывать ее части между собой, осмысливать и отвергать неверное.
Каждый учитель должен понять важность формирования общеучебных умений, развития надпредметной компетентности. Сегодняшний урок ставит своими главными задачами повышение уровня владения устной и письменной речью, развитие коммуникативных умений (для работы в группе или участия в дискуссии), расширение ситуативных умений (способность ориентироваться в нестандартной ситуации), развитие рефлексивных качеств (способность к самоанализу и самокоррекции).
Вся работа на уроке строится под руководством учителя, который работает “изнутри”, он дирижер. Идет совместное обсуждение вопросов, принятие решений. Это позиция сотрудничества. Ученик на уроке – полноценный участник различных форм деятельности. Любая крупица знаний, добытая на уроке, – это результат его собственной работы.
Учитель на уроке – организатор обстоятельств, в которых ученик, опираясь на все совместные наработки, ведет самостоятельный поиск. Педагог организует коллективно распределенную деятельность детей, принимая в ней самое деятельное участие изнутри как равноправный участник диалога. Он объясняет, показывает, намекает, подводит к проблеме, создает ситуацию успеха, поощряет, вселяет уверенность, заинтересовывает, формирует мотивы учения, закрепляет авторитет ученика среди товарищей.
На уроке идет учебное исследование, идет коллективно. Предполагается критическое сопоставление различных позиций, методов, результатов. Это ставит учителя перед необходимостью искать формы и методы групповой и коллективно распределенной деятельности школьников, которая может осуществляться прежде всего в форме развернутого диалога. Диалоги же носят разнообразный характер: “учитель – ученик”, “ученик – ученик”, “ученик-учебник”, “учебник-компьютер” и т.д.
Цель уроков – обеспечение условий для становления ребенка как субъекта учебной деятельности. На уроке он:
внутренне свободен;
способен действовать по правилам;
умеет определять свое знание и незнание.
Изложенные принципы предполагают выбор определенных педагогических технологий, приемов и средств. Развивающему обучению свойственны такие формы работы, которые опираются на совместную или самостоятельную учебно-познавательную деятельность детей, руководимую учителем. Это возможно, например, при использовании технологии развития критического мышления, технологии построения проектов и т.д.
Неприемлем в развивающем обучении фронтально-индивидуальный подход. Нежелательно сохранять “линейный” принцип построения и реализации программ. Только концентрический подход устанавливает общую связь материала, что ведет к системности знаний.
В последние годы создан цельный курс школьной биологии, где биология представлена как единая наука. Автор этой программы Н.И.Сонин. Чем интересна программа и новая линия школьного биологического образования? Показано единство живой природы. Язык учебников живой, эмоциональный, что, несомненно, важно для лучшего усвоения материала.
Учебный материал линии Н.И.Сонина научен, соответствует современным взглядам. Подход к содержанию носит системный характер. Материал учебников доступен для детей, соответствует возрастному уровню.
Уроки биологии по программе Н.И.Сонина благодаря богатому содержанию, системному построению учебного материала пробуждают самостоятельную мысль и чувства ребенка, желание работать.
Валентина КИРИЛЕНКОВА,
заведующая кабинетом биологии Псковского облИПКРО, учитель биологии школы N 12
Псков
Комментарии