search
main
0

Линия Пушкина

Творчество поэта - тема для уроков математики и биологии, а не только литературы

Я не знала, где достать гусиные перья. Они были нужны мне позарез для Пушкинского урока в Санкт-Петербурге, который организовали мой друг, финалист конкурса «Учитель года России»-2013 Сергей Софенко и петербургский лицей №533 в лице директора Майи Кунц. Говорят, перья осенью можно было достать, а теперь, среди зимы… Но ведь Пушкинский урок проводится именно в феврале, к дню памяти Александра Сергеевича. И единственным местом, где были неощипанные живые гуси-лебеди, оказался… Красноярский зоопарк. Наконец, вооружившись инструментами для письма, я отправилась в культурную столицу.

Сергей СОФЕНКО

Удивительная по простоте идея заложена в Пушкинский урок – учителя ведут свои занятия по математике, химии, географии, связывая предметные темы с творчеством Пушкина. Педагоги Санкт-Петербурга собираются, чтобы стать гостями на открытых уроках смельчаков со всей страны, в число которых в этом году попала и я. Ну а мне придавали смелости мои козыри – гусиные перья.

Ведь урок, который я решилась дать для восьмиклассников, – урок рисования. Александр Пушкин был талантлив во всем, в том числе и в искусстве графики, о чем свидетельствуют черновики поэта, наброски профилей друзей, любимых женщин, правителей…

Пушкин виртуозно использовал линию как средство выразительности, очень точно и лаконично передавая характер современников. Его портреты, часто без подписи, узнаваемы настолько, что исследователи-пушкинисты раскрывают новые смыслы строк, которые сопровождают рисунки на страницах черновиков. Например, к портрету однокашника Владимира Вольховского наш герой написал: «Нас было двое: брат и я», возле портрета Николая Корсакова оставил запись: «Он не пришел, кудрявый наш певец… сын севера, бродя в краю чужом».

Итак, мои ученики работали с излюбленным изобразительным средством Пушкина – линией. И урок назывался «Линия Пушкина». Прекрасную выставку удалось собрать в конце урока: профили ребят, учителей и самого поэта. Браво, суровые мальчишки класса-«политеха»!

Владимир ГОЛОВНЕР

Необычный взгляд на Пушкина как на «аристотелевского человека» открыл нам учитель химии московской школы №1259 Владимир Головнер. Для поэта огонь, земля, вода и воздух не просто первичные, основные элементы мира, как считал Аристотель, но обладают движущей силой и душой. Посудите сами:

Тиха украинская ночь.
Прозрачно небо.
Звезды блещут.
Своей дремоты превозмочь
Не хочет воздух.

Чтение стихов сопровождалось химическими опытами. И большой «бабах», соединивший водород и кислород и превративший их в воду, логично завершил галерею олицетворений воды в стихах поэта.

Александр Пушкин, как выяснилось, частенько делал героями своих произведений химические элементы. Например, золото, серебро и медь. На уроке химии Людмилы Буханистовой из Новосибирской области мы узнали, что золото имеет множество эпитетов в произведениях поэта – от «хороший», «милый сердцу» до «бесценный», «дорогой», «мрачный», «могущественный». На этом уроке даже появился новый термин «стихохимия». А биолог Александр Буханистов открыл смертельное очарование вечнозеленого анчара и прочел известное произведение Пушкина по-новому.

Вообще чета Буханистовых внесла в атмосферу Пушкинского урока сибирскую свежесть, веселость и ясность, и даже сам город поэта к их приезду заморозило.

О городе Ленинграде шел разговор на уроке директора гимназии №166 Санкт-Петербурга, преподавателя истории, абсолютного победителя конкурса «Учитель года России»-2003 Игоря Карачевцева. Скорбь и восхищение мужеством жителей блокадного города, меняющих продукты на билет в театр, вызвал он у учеников.

Педагоги – участники Пушкинского урока

Гости этого урока истории сквозь слезы слушали, как Пушкин и красота поддерживали дух ленинградцев и помогли выстоять. Про великий город говорил ребятам на уроке географии учитель той же гимназии Евгений Мошников. Он сравнил Санкт-Петербург вчера и сегодня, город Пушкина и город цифрового века.

Сюжет урока географа Светланы Кобляковой навеян прогулками по ночному Михайловскому, имению матери Пушкина. Как выжить в непроходимой тайге, как не потерять человеческое лицо, как отличить своих от чужих, помог понять рассказ «Она» современного автора.

Мы знаем, что навсегда своими остались для Александра Сергеевича его однокашники по лицею. Выпускной 1817 года и речь Энгельгардта стали историческим моментом в жизни великого поэта и его друзей. Как традиции образования в Царском Селе перекликаются с сегодняшними традициями, разбирались ученики Оксаны Горностаевой на уроке истории «Пушкинский круг».

Вообще для учителей истории Пушкин – благодатная тема. Они считают его своим. То есть историком. Например, Валерия Пырина называет Александра Сергеевича «поэтом снаружи, историком внутри». Максим Иванов, учитель истории из Карелии, акцентировал внимание на свободолюбивой лирике Пушкина, на сложности, неоднозначности морального выбора. Мы делаем его каждый день, как и поэт в свое время.

Даже математики нашли свои предметные мотивы в биографии Пушкина. Надежда Растрепина, учитель школы №1571 Москвы, заинтриговала всех задачами Ганнибала, прадеда Пушкина, между прочим, военного инженера. Гости Пушкинского урока узнали, как решил тригонометрическую задачу великий предок, и увидели, как справились с ней современные школьники.

Валерия Болдырева, физик из лицея №533 Санкт-Петербурга, рассматривала тексты Пушкина через призму физических явлений. Какое атмосферное давление возникает во время расщелкивания белочкой золотых орешков во дворце царя Гвидона? Такое, какое необходимо рыжему грызуну для добывания изумрудных ядрышек! Станислав Ушанов, учитель информатики школы №197 Санкт-Петербурга, раскрыл сказку «О царе Салтане…» старшеклассникам с точки зрения стройной логики и алгоритмики.

Сам Сергей Софенко, учитель биологии, дал урок литературы – предложил ребятам написать письмо самим себе в будущем, ведь жанр послания был чрезвычайно популярен во времена Пушкина и требовал соблюдения некоторых правил.

Теперь ученики с нетерпением ожидают окончания школы, чтобы открыть письмо от себя в прошлом. Тем более что на балу, который созвала Татьяна Евпатьева, организатор из лицея №533, наверняка «затрепетало сердце» и захотелось изложить на бумаге свои переживания и чувства, как это делал поэт:

Кругом и шум, и теснота,
Бренчат кавалергарда шпоры,
Летают ножки милых дам.
По их пленительным следам
Летают пламенные взоры…

Учитель биологии из Симферополя Геннадий Швейдель вместе с учениками рассмотрел исключительный темперамент Александра Пушкина, благодаря которому, возможно, мы и получили великое поэтическое наследие поэта. А началось все… с разбитой на уроке чашки. И, конечно, говоря о Пушкине, без французского языка не обойтись! Даже свой портрет Александр Сергеевич описал на этом языке. Людмила Бабкина из Тулы связала узами истории поэта и Париж, в котором он никогда не бывал.

Как же это важно – беречь свое, родное, и делиться идеями со своими! А своими стали для нас в этот день ученики лицея №533 со своими учителями, любимые коллеги из далеких городов, учителя Санкт-Петербурга, принимавшие участие в дискуссиях на уроках, своим стал Александр Сергеевич. Пушкин – поэт, Пушкин – историк, Пушкин – художник, Пушкин – человек!

Надежда КНЯЗЕВА, учитель начальных классов средней школы №137 города Красноярска

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте