В образовательной практике стало традиционным использование большого спектра ИКТ-решений: работа с интерактивными досками, аудио- и видеоматериалами, презентациями, сетевыми электронными ресурсами. Но Интернет до сих пор остается terra incognitа для педагогов, в основном использующих ресурсы Сети как электронную библиотеку, но совершенно не использующих веб-сервисы. В одной статье рассказать обо всем многообразии сервисов невозможно, попробуем сделать это постепенно, приоткрывая завесу тайны и делая технологии как педагогические инструменты более доступными и понятными. Необходимо понимать, что веб-сервисы не всегда носят межпредметный характер и, как правило, затрагивают отдельные области научного мира. В математике удобно использовать одни инструменты, в истории – другие. Присмотритесь к той или иной технологии, чтобы понять, насколько она важна именно для вашего предмета, чтобы затем с успехом применять ее на своих уроках.
Современный мир диктует свои правила, и в наш повседневный обиход постепенно попадают слова, которые еще вчера были неологизмами, а сегодня они становятся настолько обыденными, что кажется, будто были всегда. Впервые появившиеся в социальной сети Facebook в 2010 году так называемые временные линии позволяют рассказывать историю своей жизни посредством цитат, фотографий, музыкальных треков и видеофильмов. Три года назад это казалось инновацией в сфере разработки и представления основных направлений развития социальных сетей. Такие непривычные, подчас неудобные, с вечным желанием рассказать всему миру о том, откуда был ваш последний выход в Сеть, временные линии стали неотъемлемой частью нашей жизни в информационном пространстве. Сейчас мы уже привыкли к этой технологии. «Пишет» скрипт всю нашу историю путешествий по Глобальной сети, пускай пишет, ничего страшного. И не только нет ничего страшного, но наоборот… А почему бы не использовать эту технологию для образовательных целей? Попробовать выстроить свою собственную историю, свою собственную временную линию событий. Средство оказывается очень удобным для учителей, когда необходимо отобразить информацию наглядно и понятно.Первая мысль, которая приходит в голову при слове «timeline» (английский перевод словосочетания «временные линии»), – подбор исторических фактов, событий, представленный в виде текста или таблицы. На мой взгляд, один из лучших способов рассказать о любых событиях в хронологическом порядке – это собрать их в одну цепочку. Можно рассказать историю какого-нибудь исторического сражения или вместе с классом восстановить биографию ученого, который совершил великие научные открытия, рассказать об истории своей семьи или выстроить последовательность выполнения химического опыта.На своих уроках я применяю эту технологию, когда необходимо дать алгоритм построения программы (см. схему 1).Это простой пример, в котором работает правило: нельзя выполнить следующее действие, пропустив предыдущее. Таким образом, выстраивается последовательность, обязательная для выполнения в любой программе. Это способ подачи информации куда удобнее привычного линейного текста, способствует более глубокому и быстрому запоминанию и усвоению темы.Можно использовать и современные интерактивные средства, например интернет-сервис Dipity (www.dipity.com). Свой таймлайн может составлять один участник, может быть реализована и совместная работа по формированию общего таймлайна. Это придает деятельности социальную направленность и выводит на формирование информационных компетенций.В качестве примера предлагаю разобрать созданную мной временную линию для наглядного отображения внеклассной работы (см. схему 2).Для того чтобы добавить новое событие, необходимо перейти по ссылке Add an Event, затем заполнить форму следующего вида (см. схему 3):Title – название временного события.Date – дата события.Description – описание этого мероприятия/события.Picture – фотография с этого мероприятия.Link – ссылка в Сети (упоминания в СМИ, вики-ссылки).Location – место проведения.Video URL – ссылка на видео.После этого событие будет доступно на общей временной ветке. С моим таймлайном в сервисе dipity можно ознакомиться здесь – http://agsidenko.ru/обо-мне/. Какие же достоинства есть у таймлайнов по сравнению с традиционными форматами работы учителя?Во-первых, доступность и кроссплатформенность (независимость от операционной системы, так как вся работа выполняется через веб-сервис, который доступен даже с сотового телефона). Работа не потеряется, если ссылка на нее сохранена или таймлайн вставлен в блог. За несколько лет может накопиться целый архив временных лент, которые были созданы педагогом в различные периоды его работы.Во-вторых, при работе в тетради нет возможности использовать «контент» – графику, звуки, видео и так далее.В-третьих, такая работа может быть легко отправлена на проверку, а доступ к ней может получить человек, находящийся в любой точке мира, конечно, если автор разрешит.Таким образом, вы прямо сейчас можете создать свою собственную временную линию и использовать ее на своих уроках. Андрей СИДЕНКО, учитель информатики средней школы №29 деревни Беляниново Московской области, абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России-2013»
Комментарии