Одним из ключевых понятий, определяющих развитие современной науки лингвистики и лингвистического образования в школах и вузах многоязычной Республики Башкортостан, является понятие «единое лингвокультурологическое пространство», определяющее гармоничное развитие таких направлений лингвистики, как русистика, тюркология, романо-германская филология, и специфику методики обучения языкам. Это понятие – один из факторов, определяющих языковую ситуацию в республике, а значит, и в сфере образования: консолидирующая роль русского языка как государственного, двуязычие на уровне государственных языков (русского и башкирского), многоязычие в условиях наличия собственной языковой среды 13 этносов.
«Единое лингвокультурологическое пространство» присутствует в понятии «билингвальная (полилингвальная) языковая личность», формирование которой является основной целью лингвистического образования в республике. Как минимум это трехъязычная языковая личность, владеющая родным, русским, башкирским и одним из иностранных языков. Формирование языковой личности осуществляется на основе родных языков, изучение русского языка расширяет коммуникативные и познавательные возможности учащихся, обеспечивает вхождение в культуру русского народа и культуру других народов, проживающих в республике. Знание башкирского языка как государственного способствует сближению и взаимопониманию народов республики; знание иностранных языков приобщает учащихся к мировой цивилизации, общечеловеческому опыту.
Русский язык в полиэтнической среде – это проблема государственности, консолидации народов, единства страны, ее мощи и международного авторитета. В то же время это проблема межнационального общения, сохранения национального многоцветья языков и культур народов России в рамках единой государственности. Сегодня проблемы лингвистического образования выносятся на уровень государственных, связываются с обеспечением национальной безопасности страны, с взаимопониманием и позитивной межкультурной коммуникацией народов нашей страны.
В Республике Башкортостан созданы все условия для свободного развития русского языка, в том числе в сфере образования. Русский язык является предметом изучения во всех типах школ и вузах.
В Башкирском государственном университете (БашГУ) по гранту фонда «Русский мир» выполняется проект «Методическая система формирования лингвокультурологической компетенции тюркоязычных учащихся на уроках русского языка».
Большая работа с учителями-филологами проводится в БГПУ им. М.Акмуллы. Знаменательно открытие Лингвометодического центра по изучению государственных языков РБ, за короткий срок зарекомендовавшего себя как действенное звено в подготовке кадров учителей башкирского и русского языков.
Лена САЯХОВА, зав. кафедрой русского языка и методики его преподавания, д. п. н., профессор
Комментарии