search
main
0

Линейка успешности

Приручаем сложные слова

Многолетний опыт подтверждает, что компенсаторные возможности детского организма велики. У многих детей нередко наблюдается не резко выраженное отставание в речевом развитии, которое в дошкольном возрасте обычно не привлекает к себе особого внимания, но в дальнейшем оно может помешать хорошей учебе и привести к появлению специфических ошибок, например, на уроках русского языка. При правильном подходе к диагнозу, адекватной своевременной коррекции даже сложные диагнозы теряют свою актуальность.

В связи с этим предлагаю вашему вниманию небольшой экспресс-тест «Линейка успешности», который могут применять в своей работе логопеды, дефектологи, психологи, родители.

Тест позволит определить:

– уровень развития речевой и познавательной активности;

– дефекты звукопроизношения;

– уровень развития аналитико-синтетической сферы (способность к анализу, умения мыслить логически, строить гипотезы и строить суждения, критически мыслить, задавать вопросы и замечать неточности);

– уровень сформированности словаря, грамматического строя, связной речи;

– уровень развития перцептивных способностей и сенсомоторной координации;

– уровень развития логического мышления, формирования общеинтеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, выделение существенных признаков и закономерностей, гибкости мыслительных процессов).

Линейка проста в использовании, она поможет выяснить, чем вызваны те или иные трудности не только в речевой, но и в познавательной деятельности ребенка.

По каждому разделу ребенку предлагается выполнить игровое упражнение. Описанные игры и приемы известны давно, они апробированы и модифицированы.

За каждое выполненное задание ребенок получает значок – треугольник, квадрат или круг. Результат прохождения экспресс-теста может увидеть и оценить даже сам ребенок, посчитав, каких фигурок он получил больше.

Треугольник (узнал!) участник получает, если выполняет задание с помощью взрослого.

Квадрат (научился!) получает за задание, выполненное с незначительной помощью.

Круг (могу!) получает за задание, выполненное самостоятельно.

Данный экспресс-тест носит рекомендательный характер и не является глубинной диагностикой.

Переходим к практической части и выявляем:

  1. Уровень сформированности сенсомоторных, временных, величинных и пространственных представлений.

«Что бывает…?» – предложить назвать, что бывает высоким, низким, толстым, тонким, длинным, коротким, широким, узким.

«Когда это бывает?» – определение части суток, времени года по описанию и с опорой на картинки.

«Вчера, сегодня, завтра» – назвать дни недели: какой был вчера, какой сегодня и какой будет завтра.

«Далеко, близко, высоко, низко» – посмотреть вокруг себя и рассказать, что находится впереди, сзади, слева, справа, над, перед, далеко, близко.

«Послушные шнурочки, пуговички, прищепки», «Умный карандаш», «Волшебные палочки, фигуры», «Мы умеем рисовать и вырезать!».

  1. Уровень сформированности звукопроизношения (четко ли ребенок проговаривает звуки (свистящие, шипящие, сонорные).

«Послушай – повтори», «Проговаривание скороговорок», «Игры с язычком».

  1. Уровень сформированности развития речи на темах по ознакомлению с окружающим миром.

«Придумай определяющие слова», например, лиса рыжая, пушистая, хитрая.

«Чего не стало?» «Назови, что это?» – классификация понятий, к какой обобщающей группе относятся стул, яблоко, карандаш.

«Расскажи о себе» – ребенок рассказывает, что он знает о себе и своих близких (из опыта: дети затрудняются назвать свой адрес, профессию своих родителей). «Сравни предметы», «Четвертый лишний», «Чудесный мешочек».

  1. Уровень сформированности лексико-грамматического строя и связной речи.

«Один-много» (с мячом, ед. и мн. число), «Назови ласково» (с мячом), «Сколько нас» – согласование существительного с числительным.

«Сложные слова» – проговорить сложные слова «аэропорт», «клавиатура», «лесопромышленность», «экскурсовод» и т. д. (выявление нарушения слоговой структуры слова).

«Что сначала, что потом» – определение последовательности событий, по картинкам и из опыта, сохраняя логику, грамматически правильно оформляя свои рассуждения.

«Путаница». Одна группа детей надевает маски (зайчик, кошка, медведь, лягушка). Ребята заранее договариваются, кого они будут изображать. Например, кошка изображает зайца, лиса – лягушку. Вторая группа детей должна рассказать, что животные делают неправильно.

«Узнай по описанию», «Опиши предмет», «Отгадай загадку-описание».

  1. Уровень сформированности фонематического слуха и восприятия.

«В каком слове живет звук» – найти карточку, изображение на которой начинается с заданного звука, рассказать про звук – гласный он или согласный.

«Послушай, повтори» – слоговой ряд «па-ба-па-па», ряд слов: бочка – почка – мочка, предложения: «У Любочки синенькая юбочка».

«Сосчитай, сколько звуков в слове, сколько слогов?» – короткие слова (рак, мак, дом), затем слова из двух слогов.

«Поймай длинные, короткие слова» – игра с мячом. Нужно подбросить мяч вверх, одновременно проговорить слово по слогам, отхлопывая ритм слова в ладоши, и поймать мяч. «Цепочка слов» – взять любое слово, выделить последний звук, и придумать слово на последний звук предыдущего слова.

«Чем мы отличаемся (звук – буква)?», «Что не так?» – учить понимать смысл прочитанного, прослушанного текста, уметь обосновать, что же не так. «Напечатай заданную букву – слог – слово – предложение».

Своевременная и качественная диагностика позволяет предупредить школьную неуспеваемость. И специалисты психолого-педагогической службы нашей школы, в частности логопеды, работают на развитие ребенка и в помощь учителю.

Татьяна ГЛАДИЛИНА, учитель-логопед школы №2090 имени Героя Советского Союза Л.Х.Паперника

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте