Многолетний опыт подтверждает, что компенсаторные возможности детского организма велики. У многих детей нередко наблюдается не резко выраженное отставание в речевом развитии, которое в дошкольном возрасте обычно не привлекает к себе особого внимания, но в дальнейшем оно может помешать хорошей учебе и привести к появлению специфических ошибок, например, на уроках русского языка. При правильном подходе к диагнозу, адекватной своевременной коррекции даже сложные диагнозы теряют свою актуальность.
В связи с этим предлагаю вашему вниманию небольшой экспресс-тест «Линейка успешности», который могут применять в своей работе логопеды, дефектологи, психологи, родители.
Тест позволит определить:
– уровень развития речевой и познавательной активности;
– дефекты звукопроизношения;
– уровень развития аналитико-синтетической сферы (способность к анализу, умения мыслить логически, строить гипотезы и строить суждения, критически мыслить, задавать вопросы и замечать неточности);
– уровень сформированности словаря, грамматического строя, связной речи;
– уровень развития перцептивных способностей и сенсомоторной координации;
– уровень развития логического мышления, формирования общеинтеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, выделение существенных признаков и закономерностей, гибкости мыслительных процессов).
Линейка проста в использовании, она поможет выяснить, чем вызваны те или иные трудности не только в речевой, но и в познавательной деятельности ребенка.
По каждому разделу ребенку предлагается выполнить игровое упражнение. Описанные игры и приемы известны давно, они апробированы и модифицированы.
За каждое выполненное задание ребенок получает значок – треугольник, квадрат или круг. Результат прохождения экспресс-теста может увидеть и оценить даже сам ребенок, посчитав, каких фигурок он получил больше.
Треугольник (узнал!) участник получает, если выполняет задание с помощью взрослого.
Квадрат (научился!) получает за задание, выполненное с незначительной помощью.
Круг (могу!) получает за задание, выполненное самостоятельно.
Данный экспресс-тест носит рекомендательный характер и не является глубинной диагностикой.
Переходим к практической части и выявляем:
- Уровень сформированности сенсомоторных, временных, величинных и пространственных представлений.
«Что бывает…?» – предложить назвать, что бывает высоким, низким, толстым, тонким, длинным, коротким, широким, узким.
«Когда это бывает?» – определение части суток, времени года по описанию и с опорой на картинки.
«Вчера, сегодня, завтра» – назвать дни недели: какой был вчера, какой сегодня и какой будет завтра.
«Далеко, близко, высоко, низко» – посмотреть вокруг себя и рассказать, что находится впереди, сзади, слева, справа, над, перед, далеко, близко.
«Послушные шнурочки, пуговички, прищепки», «Умный карандаш», «Волшебные палочки, фигуры», «Мы умеем рисовать и вырезать!».
- Уровень сформированности звукопроизношения (четко ли ребенок проговаривает звуки (свистящие, шипящие, сонорные).
«Послушай – повтори», «Проговаривание скороговорок», «Игры с язычком».
- Уровень сформированности развития речи на темах по ознакомлению с окружающим миром.
«Придумай определяющие слова», например, лиса рыжая, пушистая, хитрая.
«Чего не стало?» «Назови, что это?» – классификация понятий, к какой обобщающей группе относятся стул, яблоко, карандаш.
«Расскажи о себе» – ребенок рассказывает, что он знает о себе и своих близких (из опыта: дети затрудняются назвать свой адрес, профессию своих родителей). «Сравни предметы», «Четвертый лишний», «Чудесный мешочек».
- Уровень сформированности лексико-грамматического строя и связной речи.
«Один-много» (с мячом, ед. и мн. число), «Назови ласково» (с мячом), «Сколько нас» – согласование существительного с числительным.
«Сложные слова» – проговорить сложные слова «аэропорт», «клавиатура», «лесопромышленность», «экскурсовод» и т. д. (выявление нарушения слоговой структуры слова).
«Что сначала, что потом» – определение последовательности событий, по картинкам и из опыта, сохраняя логику, грамматически правильно оформляя свои рассуждения.
«Путаница». Одна группа детей надевает маски (зайчик, кошка, медведь, лягушка). Ребята заранее договариваются, кого они будут изображать. Например, кошка изображает зайца, лиса – лягушку. Вторая группа детей должна рассказать, что животные делают неправильно.
«Узнай по описанию», «Опиши предмет», «Отгадай загадку-описание».
- Уровень сформированности фонематического слуха и восприятия.
«В каком слове живет звук» – найти карточку, изображение на которой начинается с заданного звука, рассказать про звук – гласный он или согласный.
«Послушай, повтори» – слоговой ряд «па-ба-па-па», ряд слов: бочка – почка – мочка, предложения: «У Любочки синенькая юбочка».
«Сосчитай, сколько звуков в слове, сколько слогов?» – короткие слова (рак, мак, дом), затем слова из двух слогов.
«Поймай длинные, короткие слова» – игра с мячом. Нужно подбросить мяч вверх, одновременно проговорить слово по слогам, отхлопывая ритм слова в ладоши, и поймать мяч. «Цепочка слов» – взять любое слово, выделить последний звук, и придумать слово на последний звук предыдущего слова.
«Чем мы отличаемся (звук – буква)?», «Что не так?» – учить понимать смысл прочитанного, прослушанного текста, уметь обосновать, что же не так. «Напечатай заданную букву – слог – слово – предложение».
Своевременная и качественная диагностика позволяет предупредить школьную неуспеваемость. И специалисты психолого-педагогической службы нашей школы, в частности логопеды, работают на развитие ребенка и в помощь учителю.
Татьяна ГЛАДИЛИНА, учитель-логопед школы №2090 имени Героя Советского Союза Л.Х.Паперника
Комментарии