В отличие от Петербурга, где уже можно говорить об опыте реорганизации системы НПО, в Ленинградской области все только начинается. Процесс, как говорится, пошел с 1 января 2005 года в связи с переходом с федерального уровня на региональный. После анализа, детальных подсчетов правительством Ленобласти было принято решение об изменении статуса некоторых учебных заведений. Пока речь идет о шестнадцати профессиональных училищах. В одном из них, ПУ №20 города Луги, удалось побывать накануне его ликвидации. Впрочем, несмотря на трагичность звучания, «ликвидация» драматических последствий за собой пока не повлекла. Как говорит бывший директор училища Геннадий Алексеевич Божилин, процесс обновления неизбежен, поскольку система НПО в области долгие годы оставалась такой, какой была еще во времена Советского Союза.
– Геннадий Алексеевич, училище еще существует или его юридически нет?
– Пока что ликвидация учебного заведения окончательно не осуществлена, мы еще являемся юридическим лицом, но совсем скоро ПУ №20 не будет, поскольку в результате реорганизационных мероприятий оно будет присоединено к ПУ №47.
– Каких специалистов готовило ваше училище и каких специалистов оно будет готовить теперь, находясь в составе другого учебного заведения?
– Со времени своего существования мы готовили специалистов для промышленности и в меньшей степени для сферы обслуживания: сварщиков, монтажников санитарно-технических вентиляционных систем и оборудования, автомехаников, слесарей по ремонту промышленного оборудования. ПУ №47 – училище сельского направления и готовит специалистов для сельского хозяйства: трактористов, слесарей по ремонту автотракторной техники. После присоединения закрытия специальностей не ожидается. Единственное, в чем мы повторялись – это подготовка автомехаников, однако, наверное, говорить о дубляже нельзя, потому что осуществлялись разные уровни подготовки.
– Сколько ребят будет обучаться в комплексе?
– Планируется обучать 675 человек. До объединения наш контингент составлял порядка четырехсот человек, ПУ №47 – около трехсот человек.
– Скажется ли объединение на ребятах?
– Для них этот процесс пройдет безболезненно: они будут обучаться по тем специальностям, на которые поступали, с теми же педагогическими кадрами и на тех же учебных площадях.
– А как обстоят дела с коллективом?
– Поскольку процесс реорганизации начался летом, то весь летний период мы работали над этим. Я, как руководитель, довел до сведения педагогического коллектива информацию о предстоящей реорганизации и о ликвидации нашего учебного заведения. После того как формальности были соблюдены, безусловно, с каждым сотрудником проводилась беседа. Здесь мы работали в союзе с администрацией ПУ №47, и, надо заметить, все решилось более или менее благополучно. Даже из состава администрации за бортом нового образовательного учреждения никто не остался. Хотя, когда мы говорим о реорганизации, понятно, что сокращения неизбежны. По первым прикидкам, нам придется расстаться с тремя сотрудниками: двумя педагогами и одним техническим работником.
– Реорганизация обусловлена экономическими причинами?
– Думаю, что это одна из составляющих процесса реформирования системы НПО. Мы должны жить по средствам. В системе, которой мы принадлежали, было очень много зданий в собственности, которые непосредственно к процессу обучения не имели никакого отношения. Жилые помещения, общежития – это все социальная сфера. Получается, что мы должны были на своем балансе содержать здания, где проживают не только наши сотрудники, и осуществлять функции жилищной конторы, когда наша прямая задача – обучать детей профессиям. Другой вопрос – невостребованные учебные площади. Но пока процесс реорганизации только набирает силу, и хочется надеяться, что эти помещения не уйдут из системы образования. В противном случае польза от реорганизации сомнительная.
Лужский район, Ленинградская область
Комментарии