search
main
0

Ликбез в Советской России. 100‑летию комсомола посвящается

В дни 100‑летнего юбилея комсомола говорить о нем будут много и оценивать по-разному. Но хочется вспомнить о главном – сколь важна была роль этой молодежной организации во всех делах поистине государственного значения, сколь важен и даже судьбоносен был комсомол для наших родителей, для наших бабушек и дедушек. Сколь многое из обширного опыта работы государства с молодежью и работы молодежи на благо государства мы могли бы почерпнуть для дня сегодняшнего…

Увы, историческая необразованность нынешнего молодого поколения сродни катастрофической неграмотности в Российской империи, характерной для конца XIX века. По данным переписи населения 1897 г., неграмотными в ту пору были 78% граждан страны, а грамотными считались уже те, кто утвердительно отвечал на вопрос, умеет ли читать.…На шестой день после октябрьского переворота, как пока называют это событие и сами его участники, 31 октября (13 ноября по новому стилю) 1917 г., нарком просвещения А.В.Луначарский в обращении к гражданам России объявляет главные направления деятельности правительства в области образования: «Введение всеобщей грамотности, организация единой советской школы, развитие всех видов школы для взрослых, сотрудничество педагогов и сил общественности, улучшение положения учителей». Так начинались коренные, революционные преобразования в бушующей стране…29 октября – 4 ноября 1918 г. на I Всероссийском съезде союзов рабочей и крестьянской молодежи в Москве принимаются программа РКСМ и особая резолюция – о культурно-просветительной деятельности. Они ставят задачу участия молодежи в строительстве новой культуры, для чего предусматриваются издание газет, журналов, брошюр, создание курсов, университетов, школ и студий, организация клубов, читален, различных кружков. О том, что новая власть рассчитывает на участие молодежи в культурно-просветительной работе, говорит в беседе с делегацией съезда В.И.Ленин. На II Всероссийском съезде РКСМ 5‑8 октября 1919 г. просвещение деревни путем организации народных домов, изб-читален, клубов, народных театров признавалось важной задачей комсомола.26 декабря 1919 г. публикуется декрет СНК «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР». Примечательно, что главной целью ликвидации безграмотности была названа «возможность сознательного участия в политической жизни страны» ее граждан. В духе того революционного времени дело это вовсе не было добровольным. Отмечалось, что: «Все население Республики в возрасте от 8 до 50 лет, не умеющее читать или писать, обязано обучаться грамоте на родном или русском языке, по желанию». Органам Наркомата просвещения «предоставляется право привлекать к обучению неграмотных в порядке трудовой повинности все грамотное население страны, не призванное в войска, с оплатою их труда по нормам работников просвещения». А «уклоняющиеся от установленных настоящим декретом повинностей и препятствующие неграмотным посещать школы привлекаются к уголовной ответственности». Но предусматривались и, как сегодня сказали бы, приятные бонусы – обучающимся грамоте «рабочий день сокращается на два часа на все время обучения с сохранением заработной платы».К участию в ликвидации привлекаются многие «организации трудового населения», в том числе и Союз коммунистической молодежи. К началу 1920 г. работа молодежи по ликвидации неграмотности приобретает массовый характер. Ликвидаторские пункты (ликпункты) открываются в народных домах, церквях, клубах, частных домах, в помещениях фабрик, заводов, учреждений. Центрами культурной жизни становятся и избы-читальни, и даже чайные…19 февраля коллегия Наркомпроса утверждает Положение об организации дела просвещения народов нерусского языка на местах. И в то же время II губернская конференция Коммунистического союза рабочей молодежи Украины 19 февраля принимает резолюцию «О работе среди учащихся» и создает при губкоме комсомола школьный отдел.27 февраля 1920 г. «Правда» сообщает, что коллегия Наркомпроса обратилась к А.В.Луначарскому с просьбой срочно ходатайствовать перед ЦК РКП(б) «о мобилизации партийных работников, знакомых с языками и бытом народов Востока, для работы в отделе просвещения национальных меньшинств».6 апреля 1920 г. на совещании делегатов IX съезда РКП(б), посвященном проблемам просвещения, обсуждают «введение принудительного обучения». Н.К.Крупская выступает резко против.В маленьком Нижнедевицке, что на Воронежчине, уездная комиссия по ликвидации безграмотности 12 мая объявляет «мобилизацию всех лиц от 18 лет, получивших образование не ниже двухклассного начального училища, для борьбы с неграмотностью». Мобилизация! Как на войну!И что сегодня как-то забывается, отходит на второй план, что каждый гражданин страны получил тогда возможность ликвидировать свою безграмотность на родном языке!На II Всероссийском съезде ликвидации неграмотности говорят о состоянии дел ликбеза по стране, обсуждаются методы ликвидации неграмотности в политпросветработе, о ликвидации малограмотности. Съезд отправляет письмо В.И.Ленину с просьбой принять «звание почетного красного ликвидатора безграмотности» и принимает почти фантастическое решение «в первую очередь ликвидировать неграмотность среди организованного населения – членов партии, комсомола и профсоюзов, делегаток женотделов, членов советов, допризывников к 1 мая 1925 г.».Но уже 20 августа 1923 г. выходит более взвешенный декрет СНК «О сети учреждений Народного комиссариата просвещения», в котором говорится о создании сети школ, пунктов ликбеза, изб-читален, политико-просветительных учреждений, вузов, научных учреждений. Признается необходимость разработки плана всеобщего обучения, рассчитанного на 10 лет.Первые серьезные итоги подводятся в январе 1926 г. – 19‑24 января в Москве проходит I Всероссийский съезд общества «Долой неграмотность!», а 20 января газеты публикуют данные ВЧК ликбез – с момента издания декрета «О ликвидации безграмотности населения РСФСР» на территории республики обучены грамоте свыше 8 млн человек из 17 млн неграмотных. По стране работают 40 тыс. пунктов ликбеза.

…Да, взрослое поколение советской страны 1940‑х гг. благодаря долгой и упорной кампании по ликвидации безграмотности освоило азы этого важнейшего знания. А поколения победителей, их детей и даже внуков, воспитанные советской школой, получившие в большинстве своем прекрасное высшее образование, ставшее престижным, смогли выйти в космос, поднять целину, построить наукоемкие производства, освоить сложнейшую технику, воистину, как мечтали их прадеды в 1905 г., «будучи детьми великой страны», смогли «смело вступить в мирное соревнование… с прочими образованными народами…»

​Ольга ЖУКОВА, кандидат исторических наук

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте