Начало – это всегда встреча с неизвестным, страх перед ним, боязнь не справиться. Это ощущение себя подмастерьем. Да и не каждому повезет работать с Мастером, который не только передаст секреты мастерства, но еще и будет терпелив и мягок. Чаще знания добываются огромным трудом, методом проб и ошибок. На поиски чудодейственной формулы успеха уходят годы. А хорошие специалисты нужны обществу уже сегодня. Кто и как поможет сократить сроки становления профессионала?
Администрация, коллеги, методисты, преподаватели вузов – вот далеко не полный список тех, кто вместе с педагогами центров наставничества принимает участие в постдипломном сопровождении молодых специалистов.
Центром наставничества Московского гуманитарного педагогического инстиута в рамках мониторинга адаптации и закрепления молодых специалистов (выпускников педагогических вузов) ежегодно проводятся анкетирования молодых педагогов различных округов столицы. Осенью прошлого года было проведено анкетирование молодых специалистов, пришедших работать в Западный округ города Москвы. С какими же трудностями сталкивается молодой педагог уже на стадии поиска места работы?
52 процента анкетируемых ответили, что трудностей не возникло;
13 процентов получили отказ у администрации общеобразовательного учреждения, мотивированный тем, что ранее заявленная вакансия уже занята;
11 процентов получили встречное предложение – предлагалась вакансия не по специальности;
у 7 процентов изменения в личной жизни (рождение ребенка, смена места жительства в связи с замужеством) повлекли за собой уход из школы.
Адаптация в трудовом коллективе во многом зависит от отношения коллег, администрации, детей и их родителей. Заметим, что педагогические коллективы достаточно благосклонны в отношении молодого специалиста. Так, в Западном округе доброжелательное отношение коллег отмечают 72 процента анкетируемых; администрации – 69 процентов; наставника – 43 процента; учащихся – 63 процента; родителей – 44 процента.
Взаимопонимание установилось с коллегами у 40 процентов; с наставниками – у 32 процентов; с родителями – у 31 процента; с учащимися – у 28 процентов; с администрацией – у 23 процентов опрошенных.
Требовательность администрации отмечают 36 процентов; наставников – 9 процентов; родителей – 7 процентов; коллег – 4 процента молодых специалистов. При этом зачастую требовательность соседствует с доброжелательностью и взаимопониманием, что, по сути, верно и дисциплинирует молодого специалиста.
Молодые специалисты отмечают снисходительность, готовность администрации (12 процентов) и наставника (9 процентов) помочь начинающему учителю не ругать за просчеты, а предложить пути выхода из создавшегося положения или дать время самостоятельно устранить проблему (в скобках указан процент молодых специалистов, отметивших такое отношение к себе).
Негатив, исходящий как от наставника, так и от учащихся, отмечают 4 процента анкетируемых. Гораздо в большей степени отмечается настороженность, исходящая от учащихся и их родителей, она наблюдается у 19 процентов.
Наибольшие трудности в начале преподавательской деятельности молодые специалисты связывают с оснащенностью рабочего кабинета – 45 процентов.
16 процентов молодежи не удовлетворяет организация труда в учреждении.
Недостаточная компьютеризация кабинетов также затрудняет работу с использованием информационных технологий – отмечает 31 процент опрошенных.
Помимо объективных трудностей молодые педагоги, рефлексируя по поводу своей деятельности, отмечают следующие субъективные факторы:
21 процент отмечает недостаточность собственной теоретической (методической) подготовки;
19 процентов не могут установить дисциплину в классе;
12 процентов не могут правильно установить взаимоотношения с отдельными учениками в классе.
Объяснение этим недостаткам можно найти в отсутствии практического опыта, что отмечают сами молодые специалисты – 57 процентов.
Опрос показал, что больше всего молодой специалист рассчитывает на помощь наставника. Однако о существовании системы наставничества в своем учреждении знают 43 процента опрошенных, 35 процентов утверждают, что в их школе этого нет, а 23 процента не знают, есть или нет в их образовательном учреждении подобная структура. Это значит, что 58 процентов молодых специалистов не получают поддержки, варятся в собственном соку, изобретают велосипед и набивают шишки, тогда как рука мастера легко могла бы развести тучи над их головой. А вместо тревог и отчаяния молодой педагог с каждым днем испытывал бы все больше уверенности в себе и все меньше бы боялся детской аудитории. Психологический комфорт дает прилив сил, а дискомфорт их отнимает, еще более увеличивает стресс.
Только за 39 процентов опрошенных закреплен наставник, тогда как 76 процентов хотели бы иметь индивидуально закрепленного за ними наставника. Групповое наставничество предпочтительнее для 12 процентов молодых педагогов.
Какие формы работы с молодыми специалистами (с целью их профессиональной поддержки) наиболее приемлемы и эффективны?
Предпочтение было отдано курсам повышения квалификации – 60 процентов;
затем была отмечена эффективность мастер-классов – 44 процента;
занятия в школе молодого специалиста привлекательны для 39 процентов;
семинары (тематические занятия) – 36 процентов;
тренинги востребованы у 25 процентов;
на последнем месте – участие в проведении «круглых столов», конференций – 24 процента.
Как видим, наибольший интерес вызывают психологические знания, понимание того, что психологическая грамотность позволит избежать конфликтов, напряжений, стрессов в работе, поможет гармонично выстроить отношения не только профессиональные, но и личные.
Жанетта ГРОМСКАЯ, психолог Центра наставничества Московского гуманитарного педагогического университета
Комментарии