Несколько недель назад на одной межрегиональной конференции, посвященной вопросам развития образования, я сидел за одним столом с интересным собеседником из сурового сибирского региона. Он оказался заместителем директора довольно успешной общеобразовательной школы. Видно было, что он давно в этой должности и очень дорожит и гордится своей работой. Я живо интересовался жизнью его школы, он с удовольствием делился своим управленческим опытом. Но тут вдруг он задал вопрос мне о том, а кем и где работаю я. Конечно, не без чувства гордости я представился директором московской школы.
Сказать, что коллега был удивлен – значит ничего не сказать, и наша беседа изменила свое течение. Он стал задавать много вопросов про то, как устроена московская школа, как управлять большими образовательными комплексами и так далее, и так далее. Я терпеливо и подробно отвечал на его вопросы, делился успехами учителей в освоении работы в Московской электронной школе, с упоением рассказывал об облачных технологиях… пока вдруг мой монолог не был прерван вопросом: «А как вы стали директором московской школы?» (на слове «московской» он сделал особенное ударение!). И стал я рассказывать, как и кем был выстроен мой путь от учителя истории до директора школы. И это не оговорка, это, безусловно, был мой выбор и путь, но траектория моего профессионального роста – это стратегическая инженерия московской системы формирования кадрового управленческого потенциала Департамента образования города Москвы. Я бы назвал эту кадровую политику профессиональным лифтом, в который может войти любой желающий. Только двигается лифт не благодаря внешнему источнику энергии, а исключительно потому, что ты двигаешь его сам энергией своего профессионального развития. Ведь лидерство – это не должность, это действия, постоянное движение! С чего началось мое движение? Конечно, я получил педагогическое образование, но, окончив университет, пошел не в школу, а в политику. Тогда мне казалось, что изменить что-то к лучшему гораздо легче «сверху». Со временем юношеский максимализм прошел, потому что совершенно очевидным стало, что изменить образовательное пространство страны можно только с помощью качественной работы учителей и руководителей, людей, которые относятся к делу с душой, увлеченно, стремясь помочь детям добиться наилучших результатов обучения. И в этот момент я принял решение и пошел работать в школу учителем истории. Я был удивлен – как изменилась московская школа! Какими высокими стали стандарты качества ее работы, культура эффективного преподавания и ожидания от школы родителей и учеников! Я столкнулся с процессом создания совершенно новой реальности московского образовательного пространства. Я убедился, что качественное образование ведет к качественной жизни и что качество образования во многом зависит от профессионализма руководителей школ. Именно это может поменять ситуацию к лучшему. И чтобы иметь возможность быть полезным новой московской школе, я пошел учиться на программу «Менеджмент в образовании». Получив желаемую квалификацию «менеджер в сфере образования», решил, что этого недостаточно, и поступил в магистратуру на программу «Экспертная деятельность в сфере образования». Учился, работал, все больше проникался смыслами и логикой происходящих изменений в системе образования города Москвы. К тому времени я мог лишь мечтать о возможности стать директором школы, мне казалось, это возможность только для избранных, попавших в кадровый управленческий ресурс или заслуживших это право долгими годами работы. Я думал, что профессиональный лифт для меня недоступен. Но в реальности оказалось, что профессиональный лифт, созданный Департаментом образования города Москвы, доступен для каждого, у кого есть желание и ресурсы создавать качественно новые условия и результаты образования. И я принял решение аттестоваться на должность руководителя. Образование и работа принесли свои плоды, я успешно прошел процедуру аттестации. Меня удивила степень ее прозрачности и объективности. Тестирование автоматизировано, а заседание аттестационной комиссии транслируется онлайн и в записи. После аттестации мне предложили должность заместителя руководителя одной из московских школ, правда, им я проработал немного времени, прошел собеседование у руководителя Департамента образования и был назначен директором. Осознавая степень своей личной ответственности за судьбу школы, вверенной мне, я снова учусь на курсах эффективного менеджмента в Московском институте открытого образования. Занимая должность директора московской школы, надо учиться постоянно. Ведь мы представляем время, город, страну.Юрий ВЕРЖБИЦКИЙ,директор школы №892
Комментарии