Идея статусной и материальной поддержки вузов возникла три года назад как Программа поддержки высших учебных заведений, которые выигрывали конкурсы, получали гранты. Сегодня речь идет о системной поддержке таких сильных вузов.
В Минобразовании РФ создана рабочая группа, которая трудится над проектом положения о ведущем высшем учебном заведении РФ. На вопросы корреспондента “УГ” отвечает руководитель группы доктор технических наук, профессор Валентин ШУКШУНОВ.
– Валентин Ефимович, почему вообще появилась идея деления на две категории вузов: ведущие и все остальные?
– Дело в том, что ученые рассматривали разные сценарии вывода экономики страны из нынешнего кризиса. Единственно возможный – переход экономики на инновационный путь. Иными словами, нужно повысить уровень профессиональной подготовки специалистов, увеличить темпы развития науки и усилить ее технологическую направленность. Справиться с этим может только система образования, в частности, отечественная высшая школа. Но для этого нужно сделать все, чтобы у наших вузов был стимул не только работать еще качественнее, но и “тянуть” друг друга к этой качественной учебной, методической и научной работе.
– А вам не кажется, что в вузовской среде уже произошло существенное расслоение учебных заведений? Одни вырвались вперед по многим показателям, другие смирились с тем, что стареют педагогические коллективы, что нет достаточных средств, оборудования, достойного нашего времени, ослабли связи вузов и производства?
– Вы очень точно сформулировали проблему, но не она главная. Главная проблема состоит в том, что высшая школа России все больше и больше приобретает черты массовой высшей школы, а это приводит к тому, что утрачиваются такие ее лучшие традиции, как фундаментальность и системность подготовки специалистов. Нам нужно выделить из общей массы те вузы, которые сумели по очень многим параметрам (по качеству профессорско-преподавательского состава, по уровню научных кадров, по оснащенности материально-технической базы, по масштабам научных исследований, инновационной деятельности и так далее) опередить другие высшие учебные заведения.
– Но ведь такие вузы и без того всем известны.
– Ну, во-первых, не все так однозначно. Некоторые былые лидеры перестали лидировать, а прежние середнячки вдруг выбились из общего ряда. Во-вторых, слава, известность, авторитет должны ныне подкрепиться очень точными параметрами, показателями, которые будут объективно обосновывать ту или иную категорию вуза.
– Разве для этого недостаточно аттестации и аккредитации?
– Они играют существенную роль, но не в полной мере становятся стимулом для развития вуза, а главное – не стимулируют работу высшего учебного заведения в интересах всей высшей школы страны.
– По сути дела, ведущий вуз должен быть лидером по всем показателям и для всех?
– Да. Причем мы предлагаем разделить ведущие вузы на три категории: федерального, федерально-регионального и федерально-отраслевого значения, надеясь, что это поможет учесть особенности различных моделей высших учебных заведений. У каждой группы будет своя ведущая роль, возможность системно воздействовать на социально-экономическое развитие страны, региона, отрасли, на переподготовку и подготовку кадров, выполнять различные образовательные и научные программы, проекты, вносить весомый вклад в формирование инновационного пути развития экономики, в создание различных инновационных систем.
– Но есть несколько главных требований, которым должен соответствовать ведущий вуз?
– Конечно. Это способность и возможность вуза существенно влиять на развитие системы образования в целом, наличие в нем признанных и в России, и за рубежом научных, научно-педагогических и творческих школ, крупной сети аспирантуры и докторантуры по широкому спектру приоритетных отраслей знаний. Ведущий вуз должен быть в состоянии сформировать единую научно-инновационную среду, которая позволит реализовать полный цикл создания и коммерческого освоения нововведений.
– Сколько может быть ведущих вузов в стране?
– Мы прикидывали, что это 20-25 федеральных, 15-20 федерально-региональных и 45-50 федерально-отраслевых. В общей сложности от 60 до 80.
– Предположим, вуз решил поучаствовать в конкурсе, чтобы стать ведущим. Что он должен будет делать?
– Во-первых, этот вуз должен быть аттестован и аккредитован. Во-вторых, он должен иметь определенную рейтинговую оценку. Это позволит на стадии конкурсного набора произвести отсев вузов, заведомо не отвечающих требованиям категории ведущего. А дальше, я думаю, несколько экспертов будут оценивать деятельность вуза по неким интегральным показателям, давая ему количественную оценку в баллах. Суммарная оценка в баллах даст возможность оценить деятельность и статус вуза в целом. Министерство образования РФ рассмотрит предложения экспертной группы, примет решение – рекомендовать или не рекомендовать вуз в ведущие, его рекомендации учтет правительственная комиссия. Окончательное решение по представлению комиссии примет Правительство РФ. Сейчас рабочая группа вносит различные изменения в документы, потому что их обсуждает вузовская общественность, затем рассмотрят отраслевые министерства, Союз ректоров, на каждом этапе обсуждения вносятся предложения, и рабочая группа их учитывает.
– Валентин Ефимович, не получится ли так, что введение ранга “ведущих” поссорит вузы, внесет в вузовскую среду элемент раздора?
– Ни в коем случае. Ведь мы действуем в интересах всей высшей школы. С одной стороны, мы ратуем за развитие общедоступной системы высшего образования – так, как это предусмотрено Национальной доктриной образования и Федеральной программой развития образования. С другой – хотим создать в стране сектор ведущих вузов, который будет задавать ориентиры развития всей системы образования, увеличивать вклад сильных вузов в социально-экономическое, технологическое и культурное развитие России.
Комментарии