31 мая исполняется 90 лет со дня рождения Дмитрия Дмитриевича ЗУЕВА, профессора, члена-корреспондента РАО, заслуженного учителя РФ, лауреата Премии Президента РФ. Дмитрий Зуев четверть века возглавлял издательство «Просвещение», но дело не в важности занимаемой должности и продолжительности пребывания в ней, а в том, что человек совершил и как сделанное им продолжает служить российскому образованию.
ИздательВ конце шестидесятых годов прошлого века заведующий Куйбышевским облоно Дмитрий Зуев много и страстно выступал с критикой несвоевременного обеспечения школ учебниками. Необходимое количество книг издавалось лишь к первому января, а не к первому сентября. После очередного такого выступления министр просвещения СССР Михаил Алексеевич Прокофьев сказал: «Приезжайте в Москву, берите «Просвещение» и покажите, что вы сможете сделать, если не нравится, что делают другие».Осенью 1969 года Дмитрий Дмитриевич был назначен на должность директора издательства, а уже к 1 сентября 1970 года школы получили необходимое для нового учебного года количество учебников. Благодаря прекрасному знанию школьных нужд, колоссальной энергии, пониманию степени ответственности, взятой на себя, новый директор сумел резко изменить сложившуюся практику обеспечения образовательных учреждений учебниками, схему и сроки получения необходимых финансовых ресурсов и материальных фондов.Ветераны издательства вспоминают, что, возглавив «Просвещение», он потряс всё и вся. Вплоть до стен. В самом буквальном смысле. Началась грандиозная перестройка не только структуры издательства, организации редакционного и производственного процессов, но и перестройка здания издательства. Были созданы комфортные условия для работы специалистов. А самое главное – был создан сплоченный, высокопрофессиональный коллектив единомышленников. Дмитрий Зуев стал безоговорочным лидером этого коллектива.В одном из интервью его спросили: «Кто такой, по вашему мнению, лидер?» Ответ был следующий: «Лидерство – это особый, редкий талант человека. Он включает в себя помимо твердой воли и огромной целеустремленности, я бы сказал, некоторую телепатию – способность влиять на людей, притягивать их к себе, умение внушить им веру в правоту того, что делаешь. Наверное, что-то подобное есть во мне. Я не всегда бываю прав, бываю резким, но люди идут за мной, ибо знают, что все, что я делаю, я делаю искренне и честно».Проявив в очередной раз организаторский талант, добившись решения задач, поставленных при назначении на должность, Дмитрий Дмитриевич задумался о том, каким должен быть современный школьный учебник. Он прекрасно понимал, что на определенном этапе развития страны стабильный учебник и типовая программа были необходимы. Они обеспечивали единство образовательного пространства, создавали условия для распространения педагогического опыта. Все это так. Но как учитель, а затем руководитель огромного областного коллектива педагогов, он понимал, что миллионы учащихся школ – это миллионы индивидуальностей. Для кого-то стабильный учебник оказывался сложен, нужны были пособия, помогающие освоить программу, а для кого-то учебник казался скучным и неинтересным, потому что, обладая особой склонностью к изучению школьного предмета, продвинутый ученик требовал дополнительных пособий более высокого уровня.УченыйДмитрия Дмитриевича Зуева с той поры и навсегда увлекла идея создания и совершенствования учебно-методического комплекса. Следует признать, что в семидесятые-восьмидесятые годы об учебно-методическом комплексе (УМК) писали многие ученые-педагоги: Юрий Константинович Бабанский, Володар Владимирович Краевский, Владимир Павлович Максаковский. Но общего понимания, что это такое, а главное, каким он должен быть и как с ним работать учителю и ученику, не было. Так, Юрий Бабанский характеризовал УМК как открытую многоуровневую систему учебных пособий, познавательных изданий, учебных фильмов, диафильмов, слайдов, всевозможных словарей, книг по основам наук, привлечение которых к учебно-воспитательному процессу возможно и желательно, а формы, приемы, степень необходимости такого привлечения определяет учитель в каждой конкретной ситуации, возникающей на уроке.Дмитрий Зуев представлял УМК менее обширным, но более системным средством: «Учебный комплекс представляет собой систему дидактических средств обучения по конкретному предмету (при ведущей роли учебника), создаваемую в целях наиболее полной реализации воспитательных и образовательных задач, сформулированных программой по этому предмету и служащих всестороннему развитию личности учащегося… Учебному комплексу, создаваемому для учащихся, соответствует учебно-методический комплекс, включающий в себя… целенаправленный комплекс пособий для учителя данного предмета». В таком УМК пособия дополняют и поддерживают учебник, образуют с ним единое поликомпонентное учебное средство. Даже в эпоху полновластия стабильного учебника ему была (хоть и слабая) альтернатива – учебник для углубленного изучения предмета. Имея в виду альтернативные учебники, Дмитрий Зуев писал о двух блоках УМК: для базового уровня образования и для углубленного изучения.После отмены монополии стабильного учебника и типовых программ появились параллельно существующие учебники, допущенные для использования в образовательном процессе. Следом были созданы дополнительные пособия, стали формироваться параллельные линии учебно-методических комплексов. В том виде, какими они представлялись Дмитрию Зуеву: совокупность учебных пособий и методических материалов, максимально раскрывающих, усиливающих образовательный потенциал учебника, позволяющих учителю организовывать учебный процесс, учитывая индивидуальный подход к ученикам. Теория учебно-методического комплекса, разработке которой столько сил отдал Дмитрий Зуев, получила многонаправленное развитие в практике современного учебного книгоиздания и в работе сегодняшней школы.С самого начала издательской деятельности Дмитрий Зуев испытывал неудовлетворенность состоянием теоретического осмысления проблем создания учебной книги. Не получив практически значимых разработок по этой тематике от институтов Академии педагогических наук, директор «Просвещения» создает проблемную исследовательскую группу в издательстве. В период с 1974 по 1990 год было издано 20 выпусков сборника научных трудов «Проблемы школьного учебника». Авторами сборников стали педагоги, психологи, книговеды из ведущих научных центров страны. В 1983 году в издательстве «Педагогика» выходит в свет монография Дмитрия Зуева «Школьный учебник», которая до сих пор остается авторитетным научным и практическим пособием для издателей учебной литературы. Учитывая неослабевающую актуальность монографии Зуева, по инициативе президента издательства «Просвещение» книгу переиздали в 2015 году.ЧеловекДа, Зуев – издатель. Конечно же, Зуев – ученый. Но все, кто работал с Дмитрием Дмитриевичем, кому довелось общаться с ним, навсегда остались под воздействием его необыкновенного человеческого обаяния. Помните его слова про телепатию? Так вот телепатия Зуева была необычайно сильна. Истоки этой силы были, по его словам, «в умении внушить веру в то, что делаешь». Но для этого и сам должен быть искренне убежден в правоте своего дела. Искренность и убежденность. И при этом удивительно внимательное, чуткое отношение к людям. Нет, он не был добреньким, был строг, порой суров. Категоричен, но внимателен. В огромном коллективе он знал всех лично. И не просто по имени и фамилии. В большинстве случаев он был в курсе успехов и проблем сотрудников. Умел искренне радоваться успехам, делал все возможное, чтобы помочь преодолеть проблемы. Первопричины зуевского отношения к людям, в особенности к молодежи, находящейся в начале жизненного пути, следует искать в его собственной очень непростой, нелегкой судьбе.В дворянском роду Зуевых было немало ярких и талантливых людей: прапрапрадед – тайный советник, губернатор Олонецких земель при Екатерине, псковский губернатор при Павле, прадед – начальник Николаевской железной дороги, крупный военачальник. Отец – офицер Преображенского полка, ставший генералом Красной Армии. Отец был расстрелян в начале тридцатых, вскоре умерла мать. Дмитрия и его братьев воспитывали родственники. Потом война. Умирая в блокадном Ленинграде, тетя рассказала Дмитрию об истории их рода, о судьбе отца. Сказала, что семейные реликвии и архив хранятся у писателя Бориса Лавренева, друга репрессированного генерала. Потом эвакуация по Дороге жизни, работа на военном заводе в Куйбышеве. В 16 лет Дмитрий Зуев начал педагогическую деятельность, став мастером производственного обучения. Стахановец Зуев был и секретарем райкома комсомола, затем партшкола. И вдруг все резко обрывается. Какая партработа для сына врага народа?Вновь помогли внимательные и добрые люди. Предложили преподавать историю в медучилище. Единожды пришлось написать неправду в анкете: скрыть дворянское происхождение, чтобы поступить на заочное отделение истфака МГУ, который окончил с отличием.В 1957 году Дмитрий Дмитриевич Зуев получил от Бориса Андреевича Лавренева весть о реабилитации отца. Пришло сообщение об этом и в Куйбышевский обком партии. Дмитрий Зуев вскоре стал заведующим облоно, а о дальнейшей его истории читатель уже знает. Много жестокой несправедливости пришлось пережить этому человеку, но он не обозлился, не стал мстительным. На своем пути он встретил немало душевных, доброжелательных, принципиальных людей, которые его поддерживали, помогали преодолеть, казалось бы, непреодолимое. И сам он старался как мог и чем мог помогать людям. И всему коллективу, который возглавлял, и каждому отдельному человеку, который в этой помощи нуждался. И такова была его жизненная позиция всегда, постоянно, до самых последних дней.Виктор ЖУРАВЛЕВ, кандидат филологических наук, ведущий эксперт издательства «Просвещение»
Комментарии