Учительская газета опубликовала Профессиональный стандарт учителя в Австралии в №9 и 10 за 2014 г. В этом номере читателям предлагается Профессиональный стандарт директора школы в Австралии, разработанный в 2011 г. и внедряемый с 2013-2014 учебного года. Он представляет собой интегрированную модель, которая включает три основных требования к управлению в пяти областях деятельности. Для российского читателя интересно отметить, что работа директора разделяется на две большие сферы – руководство школой, которое дословно называется «лидерство» и включает определение целей, миссии, ценностей школы, и организация повседневной работы школы, называемая «менеджмент» и предполагающая распределение нагрузки между учителями, использование различных ресурсов, работу с родителями и общественностью.
ВведениеПрофессиональный стандарт директора школы Австралии был разработан Австралийским институтом преподавания и управления в школе после консультаций со специалистами и работниками системы образования с целью повышения качества преподавания и управления образовательными учреждениями. Институт финансируется правительством Австралии.Стандарт устанавливает, что директора должны знать, понимать и делать для достижения успехов в своей работе. Он представляет собой интегрированную модель, включающую три требования по управлению, на которых должны основываться директора в пяти областях профессиональной деятельности.Апробирование стандарта проходило с февраля по май 2011 г. Результаты апробирования, в ходе которого проверялись пригодность, польза и ценность стандарта, были учтены в его окончательном варианте. Содержание этого общенационального стандарта учитывает 50 моделей стандартов, существовавших ранее в различных регионах Австралии. Новый стандарт является основой для использования во всех регионах и школах страны. Цель стандарта Стандарт был разработан для определения роли директора школы, введения единого подхода в стране, описания работы директора в школе и четкого определения функций качественного управления школой с целью повышения успеваемости учащихся. Он будет служить инструментом по привлечению, профессиональному росту и поддержке директоров школ. Это содержательный стандарт, он содержит информацию, которая может быть использована для управления учебным процессом следующим образом: как основа для профессионального роста; как руководство по анализу собственной работы, ее корректировке и профессиональному развитию; как руководство по управлению собой и другими людьми.Сила стандарта будет заключаться в его признании профессиональным сообществом. Он будет содействовать анализу директором своей работы и профессиональному развитию.Ведущая роль директора школыРоль директора школы в ХХI веке – одна из наиболее важных ролей в нашем обществе. Директор участвует в создании будущего. На нем лежит ответственность за развитие детей и подростков, для того чтобы они стали успешными учащимися, уверенными в себе творческими личностями и активными информированными гражданами. Директора должны верить в то, что образование может изменить жизнь людей и общества сегодня и в будущем. Директора школ стоят на ведущих позициях в образовательном процессе в школах. Они ведут за собой учащихся, педагогов и родителей, для того чтобы продвигать идею образования для всех. Директора сотрудничают с широким кругом граждан, чтобы обеспечить получение наилучших образовательных результатов всеми учащимися. Они умело создают и поддерживают атмосферу сотрудничества среди педагогов.Директора должны уметь работать в сложных, неопределенных, проблемных ситуациях и сотрудничать с коллегами в поиске творческих и инновационных решений для достижения качественных результатов всеми школьниками. Стандарт устанавливает требования к тому, что директор должен знать, понимать и делать для достижения эффективных результатов в своей работе. Это потребует полной отдачи директора в следующих областях: повышение успеваемости учащихся всех возрастов на всех уровнях; обеспечение равных условий для всех и высокого качества образования; создание условий, способствующих качественному преподаванию; реализация политики государства и ожиданий общества в области образования; участие в совершенствовании системы образования ХХI века на местном, общенациональном и международном уровнях.Требования к директору, которые являются ядром стандарта, основаны на следующих принципах: В своей работе директора должны учитывать разнообразие школ Австралии и подходов к процессу образования. Способности и умения лидеров развиваются с накоплением опыта работы по специальности. Функции по руководству школой, по выполнению ее миссии и целей должны быть распределены между всеми сотрудниками. Работа по достижению целей, стоящих перед школой, должна выполняться всем коллективом школы под руководством директора. Почти все успешные лидеры используют одну и ту же схему управления. Различные пути достижения эффективности в руководстве школой объясняются различиями в квалификации и личных качествах.Условия работы директораДиректор работает в сложной, меняющейся, полной проблем обстановке, руководя современной школой и постоянно имея в виду требования, которые будут предъявлены к образованию в будущем.Уникальность условий работы каждой школы и местного сообществаВсе школы работают в конкретной социальной и географической обстановке, в которой приходится учитывать культуру, историю, менталитет и ценности местного населения, обеспечивая возможность успешно учиться для всех учащихся. Австралия: образование для всехВсе директора обязаны работать совместно с членами образовательного сообщества школы, чтобы обеспечить знание и понимание ими традиционных прав, верований и культуры коренного населения. Все учащиеся в любом регионе Австралии, как в местах проживания коренного населения, так и в поликультурных и мультиконфессиональных регионах, в крупных городах, сельской местности и отдаленных районах, имеют право на образование, которое обеспечит становление их как творческих, образованных, активных и уверенных в себе граждан. Этими же правами обладают учащиеся из группы риска, а также дети с ограниченными возможностями.Глобализация: экономика и обществоВ современном быстроменяющемся мире люди становятся все более взаимосвязанными и взаимозависимыми. Образование занимает центральное и важное место в формировании у всех людей знаний, понимания, умений и ценностей, для того чтобы стать успешными гражданами в ХХI веке. Взаимосвязанные местные, общенациональные и международные условия – это и есть контекст, в котором работает директор школы.(См. схему 1.)Австралийский профессиональный стандарт директора школыВ стандарте сформулированы требования, предъявляемые директорам по руководству школой (лидерству) и организации ее каждодневной работы (менеджменту). Стандарт – это интегрированная модель, которая подразумевает, что у всех лидеров имеются общие качества, которые сформулированы в виде трех требований. Директора школ должны опираться на эти требования в пяти областях своей профессиональной деятельности. В стандарте учтены сложные меняющиеся условия, в которых приходится работать, а также разнообразие ситуаций, с которыми сталкиваются в своей повседневной практике директора школ. В стандарте представлена модель, с которой директор школы может сверять свои знания, умения, качества и опыт, чтобы определить свои сильные и слабые стороны. Это единый документ, именно стандарт, а не стандарты, поскольку он по сути своей обобщает всю сложность целей и задач, стоящих перед директором. Требования стандарта применимы ко всем директорам независимо от условий и опыта их работы. Различаться будет акцент на конкретных элементах стандарта, что будет зависеть от условий работы, квалификации и опыта работы директора. Стандарт включает три требования к лидеру: осознание им целей и ценностей образования; высокий уровень профессиональных знаний; личностные качества, социальные умения и навыки межличностного общения.Эти требования реализуются в пяти ключевых профессиональных областях: руководство учебным процессом; профессиональное развитие себя и подчиненных; лидерство в совершенствовании школы и внедрении инноваций; лидерство в управлении школой; вовлечение общественности в работу школы. (См. схему 2.) Австралийский профессиональный стандарт директора школы – интегрированная модельВысокий уровень управления школойНесмотря на то что требования к руководителю школой описаны раздельно, важно подчеркнуть, что они взаимозависимы, тесно связаны между собой и одинаково важны. То, как они применяются, зависит от конкретных условий работы директора. Требования к руководителям существуют во всех профессиональных сферах. Разница между ними зависит от контекста и условий работы. Для тех, кто собирается занять должность директора школы, так же как и для работающих директоров, существует необходимость определить для себя, как применять на практике требования, выраженные в данном стандарте.Три главных требования к руководителю школыДиректор должен осуществлять руководство (быть лидером) и менеджмент (заниматься повседневной жизнью школы). Осуществление руководства означает ясное понимание целей школы, выявление и решение проблем, введение инноваций и принятие на себя ответственности. Менеджмент предполагает системный подход, позволяющий уменьшить число возникающих проблем, повысить последовательность и предсказуемость в предоставлении школой образовательных услуг. Директор осуществляет руководство и менеджмент на основании: понимания целей и ценностей; глубоких знаний и понимания образовательного процесса; личностных качеств, социальных умений и навыков межличностного общения.Это и составляет три основных требования к руководителю школы.1. Понимание целей и ценностейДиректор руководит развитием целеполагания в своей школе. Он посвящает себя обучению и воспитанию подрастающего поколения, руководствуясь демократическими ценностями, принципами справедливости, этики, задачами непрерывного образования. Директор школы является лидером, посредником между различными участниками образовательного процесса и служит интересам местного сообщества. Это проявляется в стратегических целях, школьной культуре, традициях и позитивной атмосфере, которые он внедряет в школе. Директор следит за поддержанием высокого уровня преподавания и способствует созданию атмосферы взаимоуважения в школьной жизни. Директор школы придерживается принципа «образование в течение всей жизни» в своей профессиональной работе и способствует этому во взаимодействии с учащимися, педагогами, родителями и общественностью. Директор школы способствует повышению мотивации у учащихся, педагогов, родителей и общественности, чтобы все участники образовательного процесса стремились к высокому качеству образования. Директор школы должен демонстрировать безупречное высокоморальное поведение. Он руководствуется высокими этическими ценностями в организации школьной жизни. Он придерживается демократических ценностей, которые включают в себя активную гражданскую позицию. 2. Глубокие знания и понимание образовательного процессаДиректора школ хорошо знакомы с теорией и практикой современного управления и применяют свои знания для улучшения работы своей школы. Директора школ свободно ориентируются в современных научно-педагогических исследованиях, в том числе в области содержания и методов обучения, оценивания успеваемости учащихся и отчетности. Они осведомлены об основных направлениях государственной политики в области образования, о важнейших положениях законодательства, как федерального, так и штатов. Они осознают значение таких проблем, как безопасность и здоровье детей, управление человеческими ресурсами, финансы и отчетность, требования законодательства и государственной политики, касающиеся обслуживания потребностей местного населения и общества в целом. Директора должены быть в курсе современных достижений педагогической науки о преподавании и развитии детей и понимать, как применять результаты исследований, соотносясь с потребностями учащихся школ. Из этого следует необходимость внесения изменений в управление школой для повышения успеваемости. Директора школ применяют свои знания о последних изменениях в образовательной политике, школьном образовании, а также тенденциях в социальной политике и охране окружающей среды для улучшения качества преподавания в своих школах. В своей работе директора школ опираются на школьные советы, управляющие советы и другие органы. Директора применяют знание принципов руководства и организации школы для обеспечения стратегического управления и каждодневной работы. 3. Личностные качества, социальные умения и навыки межличностного общенияЭто требование включает в себя эмоциональные качества, уверенность в руководстве и организации школьной жизни и коллектива. Директора регулярно проверяют работу своего коллектива, вносят необходимые изменения в стиль управления в зависимости от ситуации. Используя свой авторитет и социальные умения, они стараются эффективно разрешать конфликты. Они способны создать атмосферу доверия в школьном коллективе, позитивную атмосферу в учебном процессе среди учащихся и педагогов. Директора способны четко определить возникшую проблему и найти пути ее позитивного решения как лично, так и при участии коллег. Они понимают, когда требуется их вмешательство, умеют при помощи доступной информации принять и довести до сведения сотрудников свои решения. Директора умеют эффективно общаться, убеждать, привлекать к сотрудничеству членов образовательного сообщества. Они умеют выслушивать, направлять, однозначно реагировать на конфликтную ситуацию, осуществлять обратную связь. Директора принимают во внимание социальные, политические и местные условия, в которых им приходится работать. Они постоянно совершенствуют свои коммуникативные навыки и умение убеждать. Перевод Наталии ВОСКРЕСЕНСКОЙОкончание следует
Комментарии