Окончание. Начало в №23.
Пять сфер профессиональной деятельности директораПомимо требований к руководству, общих для всех руководителей, существуют пять сфер профессиональной деятельности, специфически присущих работе директора:1. Руководство учебным процессом.2. Профессиональное развитие (свое и членов коллектива).3. Лидерство в совершенствовании школы и внедрение инноваций.4. Лидерство в организации работы школы.5. Привлечение к своей работе общественности.(См. схему 3.)Эти виды деятельности реализуются путем планирования и реализации плана, анализа ситуации в ходе работы и корректировки плана при необходимости. Модель управления профессиональной деятельностью имеет циклический характер. Когда один цикл завершается, он повторяется вновь – планирование, анализ ситуации и корректировка плана.Составление плана и его реализацияОценка конкретной ситуации, разработка плана, распределение ресурсов, реализация плана в соответствии с целями и ценностями школы. Анализ результатовСбор и анализ данных, принятие решений.Корректировка планаОценка того, как проводить реализацию плана, определить необходимые изменения плана или процедуры принятия решения. При планировании, реализации плана, анализе результатов и корректировке плана директор тесно сотрудничает с членами коллектива. 1. Руководство учебным процессомДиректор создает в своей школе позитивную атмосферу и оказывает поддержку в поиске эффективных методов обучения, что способствует увлеченности учащихся, планирующих продолжать свое образование после школы. Обязанность директора – развивать культуру эффективного преподавания, руководить качеством обучения, а также обеспечивать высокую успеваемость и развитие учащихся. Он устанавливает высокую планку ожиданий для всех участников образовательного процесса путем совместного планирования, а также контроля и анализа результатов обучения. Директор устанавливает высокие требования к поведению и посещаемости, поощряя активное участие школьников в самоуправлении школой. Составление плана и его реализацияСтавить учебный процесс на первое место в стратегическом планировании; убедиться в том, что разнообразные и гибкие программы обучения поддерживаются творческими подходами к обучению и эффективной обучающей средой. Реализовывать стратегическое планирование в процессе обучения. Разрабатывать образовательные стратегии, которые должны обеспечить равный доступ к образованию, чтобы сделать школу образовательным центром не только для учащихся, но и для их семей и местного сообщества. Анализ результатовПрименять эффективные методики обучения и оценки, в которых используются данные, нормативная база и наблюдения, чтобы обеспечить развитие каждого ребенка. Обеспечить в рамках всей школы последовательный и непрерывный контроль за успеваемостью каждого учащегося.Корректировка планаОтмечать добросовестное отношение и бороться с недобросовестным подходом на всех уровнях. Поддерживать эффективную работу учителей, которые реагируют на успеваемость детей и вносят коррективы в процесс преподавания. Распределение ответственности способствует внедрению стратегии, что позволяет всем учащимся быть активными и максимально раскрывать свои возможности в учебе. 2. Профессиональное развитие (свое и членов коллектива)Директор работает совместно с коллегами по созданию профессионального сообщества, которое нацелено на улучшение образовательного процесса. Руководя коллективом, способствуя постоянному повышению квалификации и налаживая обратную связь, директор оказывает поддержку всем педагогам школам в достижении высоких профессиональных стандартов и развитии лидерских качеств. Директор поддерживает педагогов в максимальном развитии своих способностей, одинаково справедливо и с уважением относится к ним. Он демонстрирует эффективные лидерские качества, постоянно занимается самообразованием, следит за здоровьем, для того чтобы соответствовать своей должности во всей ее сложности и требованиям к личным качествам и действиям руководителя. Составление плана и его реализацияЭффективно планировать, распределять и оценивать работу членов коллектива, четко формулировать и проверять выполнение своих функций и обязанностей. Внедрять эффективные стратегии и процедуры повышения квалификации и профессионального развития педагогического коллектива, контролировать этот процесс. Ставить перед собой личные цели и нести ответственность за их реализацию. Анализ хода и результатов работыАнализировать и оценивать работу педагогов, создавая систему наставничества для достижения более высоких результатов в работе. Регулярно анализировать результаты своей работы. Добиться того, чтобы требования к индивидуальной деятельности членов коллектива были ясно сформулированы, поняты и приняты.Корректировка планаОтмечать достижения отдельных педагогов и всего коллектива. Способствовать созданию атмосферы доверия и проявления креативности, развивая лидерские качества у членов коллектива, формируя целевые группы и атмосферу сотрудничества для достижения поставленных школой целей и профессионального развития педагогов. Признавать таланты, поддерживать различные подходы к решению возникающих проблем и выполнению поставленных задач. Принимать соответствующие меры в случае неудовлетворительной работы членов коллектива школы. 3. Лидерство в совершенствовании школы и внедрение инновацийДиректор тесно сотрудничает с коллегами при создании и внедрении ясных планов по улучшению и развитию учебного процесса в школе, основанных на анализе ситуации. Он осознает, что важнейшая часть его работы – внедрять инновации и изменения в школе для достижения целей и реализации стратегического плана школы. Составление плана и его реализацияСовместно с коллективом школы совершенствовать работу, руководствуясь результатами различных исследований. Опираясь на помощь коллег, обеспечить внедрение инноваций и назревших изменений, учитывая меняющиеся требования и ожидания школы; использовать проектную деятельность для повышения эффективности достижения целей. Брать на себя стратегическую роль во внедрении в учебный процесс новых технологий. Анализ результатовОбеспечить высокий уровень анализа применяемых стратегий, для того чтобы выявить эффективность инноваций и вносимых изменений. Добиться того, чтобы свое видение будущего школы одинаково понималось, разделялось и претворялось в жизнь всем коллективом школы.Корректировка планаУвлечь коллег своими планами, поддерживать их творческий подход, стремление к инновациям и использованию новых технологий для повышения качества учебного процесса. Демонстрировать личную заинтересованность в постоянном улучшении жизни школы, используя принципы стратегического планирования, творческого мышления и решения проблем. В своей работе придерживаться правильного стиля руководства, учитывающего состояние и перспективы развития своей школы. 4. Лидерство в организации работы школыДиректор использует целый ряд методик и технологий оценки школы, для того чтобы ресурсы школы использовались эффективно, а преподавательский состав не испытывал трудностей в работе, что должно обеспечить эффективные и безопасные условия работы, а также разумное использование финансовых средств. Это включает в себя делегирование ряда полномочий членам коллектива школы и постоянный контроль за их деятельностью. Директор должен добиться, чтобы требования к прозрачности деятельности сотрудников встречали у них понимание. Он стремится сделать школу успешной, опираясь на эффективное сотрудничество со школьным советом, управляющим советом, родителями и общественностью. Он эффективно использует профессиональные подходы к организации работы школы. Составление плана и его реализацияВ рамках программы, утвержденной органами управления и школьным советом, расходовать доступные финансовые средства, необходимые для поддержания эффективности учебного процесса. Добиться того, чтобы выделенный бюджет использовался для поддержания приоритетов школы. Создать организационную структуру, которая отражает ценности школы и способствует эффективности системы и процесса управления в соответствии с требованиями законодательства. Анализ результатовКонтролировать и оценивать эффективность работы сотрудников и использования ресурсов для реализации политики и стратегических планов школы в рамках бюджета. Постоянно контролировать качество всех имеющихся ресурсов. Оценивать эффективность использования ресурсов для повышения качества учебного процесса и достижений учащихся. Корректировка планаЭффективно управлять человеческими, материальными и финансовыми ресурсами школы для достижения образовательных целей и приоритетов школы. Привлекать в школу и удерживать учителей, распределять учебную нагрузку между ними в для достижения целей, стоящих перед школой.5. Привлечение к своей работе общественностиДиректор опирается на принцип инклюзивности, создает культуру высоких ожиданий, которая учитывает богатство и разнообразие возможностей местного сообщества и образовательной системы. Он развивает позитивное сотрудничество с учащимися, их семьями и местным сообществом. Директор создает атмосферу взаимного уважения и внимания к интеллектуальному, духовному, культурному, моральному, социальному развитию учащихся и их здоровью. Он поддерживает принцип непрерывного образования, начиная от дошкольного возраста до взрослой жизни. Он принимает во внимание поликультурную природу австралийского народа. Директор способствует пониманию представителей коренного населения. Он признает и использует все богатство и разнообразие языковых и культурных ресурсов учащихся школы. Он признает и поддерживает потребности тех учащихся и их семей, которые сталкиваются в своей жизни со сложными проблемами. Составление плана и его реализация Разрабатывать стратегии для обеспечения образовательных возможностей, в том числе детей из неблагополучных семей. Сотрудничая с родителями, представителями общественности и бизнеса, государственными органами, совершенствовать учебный процесс. Для реализации этих связей создавать соответствующие структуры.Анализ результатов Убедиться в том, что учебный процесс связан с обществом, обеспечить участие представителей местного сообщества в обучении школьников. Наладить активные контакты с семьями учащихся и представителями общественности по вопросам повышения качества обучения. Корректировка плана Создать и поддерживать атмосферу эффективного сотрудничества с семьями учащихся в целях повышения успеваемости и личного развития школьников. Содействовать развитию системы образования, делясь опытом с другими директорами и сотрудничая с другими школами. Активно сотрудничать с соответствующими государственными органами, занимающимися защитой детей и юношества.Перевод Наталии ВОСКРЕСЕНСКОЙ
Комментарии