С 1 января 2006 года все образовательные учреждения Санкт-Петербурга переходят на финансово-хозяйственную самостоятельность. Каковы плюсы и минусы такого нововведения? На этот вопрос отвечают директора петербургских учебных заведений, для которых такая форма существования уже не нова.
Ирина ФРАНЦУЗОВА, директор 314-й школы:
– Что изменяется при переходе образовательного учреждения на самостоятельный баланс? У школы появляется свой расчетный счет, на который поступают бюджетные средства. Наша бухгалтерия составляет смету по экономическим статьям, смета утверждается, и мы имеем право расходовать средства на зарплату, питание детей, обслуживание здания. Составление сметы – сложное дело, как, впрочем, и исполнение уже выделенных бюджетных средств. За рамки жесткого бюджетного нормирования не выйти. Если положен, допустим, миллион рублей на ремонт школы, скажем, в третьем квартале 2005 года, то мы обязаны так работать с ремонтной организацией, чтобы она выполнила все работы, а мы их оплатили строго в третьем квартале. Если строители не успевают, то я, как руководитель, обязана инициировать встречу с ответственным за строительные работы, обратиться к своему учредителю. Другими словами, должна возникшие проблемы решить сама.
Думаю, что финансовая самостоятельность – процесс неизбежный, это элемент рыночной экономики. Ее не надо бояться. В последние годы в системе образования появились такие понятия, как «менеджмент», «маркетинг». И школа теперь понимается как социальная система, подверженная законам рыночной экономики. Директор становится менеджером, управляющим. В этой связи хочется вспомнить точку зрения Гарвардской школы бизнеса, где понятия «менеджер» и «лидер» не идентичны. Главное качество лидера, а директор воспринимается именно так, – это четкое видение цели, которая другим представляется весьма в туманных очертаниях или же не видится вовсе, основные же качества менеджера, управляющего – эффективно, с наименьшими потерями реализовывать видимую цель. Наша задача как директорского корпуса: и цель видеть, и эффективно ее реализовывать. Правда, в одиночку здесь справиться трудно, поэтому речь идет о том, чтобы в администрации школы была команда профессионалов.
Только команда может управлять образовательным учреждением. Делегирование функций – это норма в условиях ведения самостоятельного баланса. Директор не может и вести уроки, и трудовые книжки заполнять, и на педсовете выступать, и родительские собрания проводить. Да, я могу посетить на этой неделе уроки, а на той нет, но я знаю, у меня есть завучи, которые помогут. В то же время я не совсем согласна с мнением директоров школ, которые говорят, что надо полностью отстраниться от учебного процесса и заняться только хозяйствованием. По сути функции директора многопрофильны. Он может лично не участвовать в каком-то процессе, но должен знать, что делается, кем делается и как те или иные направления работают.
Какие кадры необходимы? Традиционное мнение, что при переходе на самостоятельный баланс нужен только бухгалтер. Но это стереотип. Помимо главного бухгалтера, кассира должна быть еще одна должность, без которой не обойтись, – специалист по кадрам. То, что он необходим, неоспоримо: этот специалист ведет трудовые книжки и личные дела, сдает отчеты по кадрам, по военнообязанным, следит за качеством личного дела работника, напоминает про аттестацию. По сути мы втроем делаем тарификацию – главный финансовый документ, за который директор отвечает головой: специалист по кадрам заполняет все данные на работника, я ставлю нагрузку, бухгалтер рассчитывает.
У каждого члена административного звена школы свои обязанности, которые не пересекаются. Моя задача как руководителя – учить работать в связке. То есть идет усиление не вертикальных связей, а горизонтальных, и это называется корпоративным стилем управления. За один год этого достичь невозможно. Когда-то в начале нашего пути в основном ждали от меня инициатив. Люди приходили с чистым листом, а уходили с моими мыслями. Сегодня подход должен быть иным. Если, допустим, в школе проходит день здоровья, значит, в связку должны вступить завуч по воспитательной работе, который планирует этот день, завуч, который составляет расписание, специалист по кадрам, который пишет приказы по основной деятельности, учителя физкультуры. Эти люди приходят со своим проектом ко мне. Я его рассматриваю, утверждаю, дополняю. Таким образом, сохраняется полная самостоятельность в решении вопросов, ничьи интересы не ущемляются, каждый волен высказать свою позицию, и мы коллегиально принимаем решение. Но, чтобы достичь такого уровня отношений, требуются время и высококвалифицированная команда. Причем возраст здесь не главное. Надо учиться устанавливать отношения со всеми участниками образовательного процесса. С 1998 года у нас существует договор с родителями об обучении детей в школе. Все родители, дети которых поступают в первые, пятые и десятые классы, и родители вновь принятых детей подписывают этот договор. Многие мои коллеги до последнего времени не понимали, зачем так много времени я трачу на договоры. Я хочу, чтобы всем все было понятно, чтобы все приняли условия игры. С каждым работником я также заключаю договор.
Лилия ТАЙЛАКОВА, директор 372-й школы:
– Мы с 1999 года стали работать в условиях финансово-хозяйственной самостоятельности. Получаем финансирование на свой расчетный счет в банке по всем экономическим статьям, что дает возможность быстро оплачивать счета, рассчитывать свои возможности при приобретении товаров и услуг.
Положительным моментом перехода на самостоятельный баланс является то, что школа знает, сколько средств ей отпущено на хозяйственную деятельность. Это позволяет регулировать расходы по экономическим статьям, а также предусматривать дифференцированный подход к определению размеров доплат и надбавок в зависимости от объема и качества выполняемых работ, не входящих в круг основных обязанностей работников.
Еще один положительный момент – возможность оказания образовательным учреждением платных образовательных услуг.
Виктор СМИРНОВ, директор технического колледжа управления и коммерции, председатель Совета директоров ссузов Санкт-Петербурга и Северо-Запада РФ:
– В подобных условиях мы работаем давно и считаем, что главное для образовательного учреждения – научиться рационально использовать бюджетные средства. Без сомнения, должна быть полная гласность в распределении средств. Руководителю, если он не имеет экономического образования, обязательно нужен помощник, который помогал бы грамотно составлять смету.
Комментарий
Людмила ИВАНОВА, начальник отдела образования Московского района Санкт-Петербурга:
– Работа в новых экономических условиях предполагает, что образовательное учреждение, будучи юридическим лицом и имея устав, должно обладать своим лицевым счетом, самостоятельно вести бухгалтерию или работать по договору с централизованной бухгалтерией, а также нести полную ответственность за своевременное и рациональное использование бюджетных средств.
В данной ситуации руководителю учебного заведения придется отойти от образовательного процесса и стать в полном смысле слова менеджером. В связи с этим расширяются функции заместителей директоров, которые вынуждены будут взять на себя вопросы ведения образовательного процесса, в то время как директор сосредоточится на финансовых средствах, поступающих в образовательное учреждение, которые необходимо грамотно планировать и своевременно использовать. Учителя при этом могут помочь директору тем, что научат детей бережно относиться к имуществу, экономить энерго- и теплоресурсы. Сэкономленные средства можно направить на развитие образовательного учреждения.
Комментарии