«Профсоюз как модель практической реализации демократического характера управления образованием. Прямой диалог», – так назывался форум молодых лидеров профсоюзного движения Новосибирска, прошедший в детско-юношеском центре «Планетарий» областной организации Профсоюза работников народного образования и науки РФ.
Приходя после окончания вуза работать в школу, молодой педагог вступает в абсолютно новый мир, который не всегда благоволит к новичку. Любой человек, начиная свой профессиональный путь, испытывает затруднения. Чтобы обеспечить своим ученикам достойное качество образования, соответствующее новым образовательным стандартам, молодым специалистам особенно важно ощутить поддержку коллег, руководителей, иметь гарантированные социальные льготы, достойную заработную плату и условия труда. Из-за отсутствия опыта и недостатка информации у молодого педагога возникает множество вопросов.Чтобы обсудить проблемы молодых специалистов, предложить пути их решения, областной комитет Профсоюза работников народного образования и науки РФ совместно с Советом молодых педагогов при обкоме профсоюза провели форум молодых лидеров профсоюзного движения Новосибирска. Тема форума выбрана не случайно. Организаторы поставили задачу показать, что профсоюз – это реальная модель практической реализации демократического характера управления образованием. Для прямого диалога с молодежью на форум были приглашены первые лица законодательной и исполнительной власти города – все, от кого зависит решение проблем молодых специалистов.В работе форума приняли участие и. о. мэра Новосибирска Владимир Знатков, заместитель мэра Сергей Нелюбов, депутат Государственной Думы РФ Ирина Мануйлова, председатель городского Совета депутатов Надежда Болтенко, начальник отдела Главного управления образования мэрии Елена Бардаева, председатели районных профсоюзных организаций работников образования.Председатель областного комитета профсоюза Светлана Сутягина, выступившая модератором форума, подчеркнула: «В последние годы очень актуальным стал вопрос закрепления молодых кадров в системе образования, а значит, и в профсоюзной организации. Стратегической линией обкома профсоюза сегодня является принцип предоставления молодым педагогам, членам профсоюза, реальных прав и возможностей в решении возникающих проблем, вовлечение молодежи в активную общественно полезную деятельность».Как выяснилось в период подготовки форума, отраслевые соглашения, коллективный договор для молодых педагогов подчас являются «формальными документами». Как правило, начинающие учителя и воспитатели не уделяют им должного внимания. В вузе их не научили работать с документами, в образовательной организации не успели ознакомить. А ведь коллективный договор и соглашение – важнейшие правовые акты, регулирующие социально-трудовые отношения в организации в пределах их компетенций.Поэтому на форуме было подчеркнуто, что основой сохранения социальной стабильности в педагогических коллективах Новосибирска является Соглашение по муниципальным учреждениям, подведомственным Главному управлению образования мэрии города, принятое на 2012-2014 годы.Благодаря последовательным действиям обкома профсоюза решен вопрос о единой базовой стоимости образовательного часа по учреждениям Новосибирска. Предусмотрено, что размер оклада учителя без квалификационной категории не может быть ниже должностного оклада, установленного по должности «преподаватель» II квалификационной категории. Таким образом, с 1 сентября 2013 года в образовательных учреждениях установлена стоимость образовательного часа не менее 108,69 руб. При наличии категории применяется повышающий коэффициент: не менее 1,08 – за первую и не менее 1,16 – за высшую. Данная норма позволила поставить учителя в равные условия с другими категориями работников, которым установлены фиксированные размеры окладов.В работе Главной аттестационной комиссии в течение всего периода действия отраслевого соглашения участвуют представители профсоюза, что позволяет разрешать непростые ситуации, связанные с изменением порядка проведения аттестации.В областном соглашении закреплен ряд гарантий по аттестации педагогических работников. В частности, при определении условий оплаты труда за выполнение педагогической работы по отдельным должностям стало возможным учитывать результаты аттестации педагогов на соответствие первой или высшей категории по другой должности.За педагогами, у которых срок действия первой или высшей категории истек в период их длительного отпуска сроком до одного года, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, после выхода на работу в течение года сохраняется оплата труда с учетом имевшихся квалификационных категорий.За обсуждением проблем время на форуме летело быстро. Участники знакомились с инновационными формами профсоюзной работы: это сотрудничество с негосударственным пенсионным фондом «Образование и наука», работа кредитно-потребительского кооператива «Под эгидой Профсоюза образования», проектная деятельность.Одним из направлений работы профсоюзных организаций в настоящее время стало проведение фестиваля художественного творчества работников образования Новосибирской области «Признание». В 2013 году в нем приняло участие более 32 тысяч педагогов, 974 из них стали лауреатами и дипломантами. Во всех районах и городах фестиваль проходил при тесном взаимодействии органов управления образованием и профсоюзных организаций, получил высокую оценку педагогического сообщества.Для повышения эффективности работы первичных профсоюзных организаций, создания принципиально новых идей по мотивации профсоюзного членства в 2013 году проведен конкурс социальных постеров, профсоюзных проектов.Объективную информацию о развитии города и системы образования молодые учителя получили от исполняющего обязанности мэра Новосибирска Владимира Знаткова.«Нет сомнений, что профсоюз образования – это одна из самых деятельных и влиятельных организаций в профсоюзном движении области, – отметил Владимир Михайлович. – Требования к качеству образования растут год от года. И отрадно, что Новосибирск входит в число городов России, лидирующих по качеству образования. Это заслуга наших преподавателей.Муниципалитет делает все возможные шаги для привлечения молодых кадров в систему образования. В бюджет заложены средства для создания мест в детских садах, строительства новых образовательных учреждений. Действуют программы по улучшению жилищных условий педагогов, «Социальный пакет» и ряд других. Безусловно, все эти программы мы принимаем совместно с профсоюзом. При нашем плодотворном сотрудничестве мы еще немало проектов воплотим в жизнь».Депутат Государственной Думы РФ Ирина Мануйлова еще раз подчеркнула роль профсоюза при принятии Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»: «В новом законе значительно расширены категории педагогических работников, пользующихся льготами. И в том, что эти льготы закреплены законодательно, огромная заслуга профсоюза. Это колоссальный труд. Общероссийский профсоюз образования продемонстрировал всю мощь своей организационной структуры, не было региона, от которого мы не получили бы предложений. Письма и телеграммы приходили огромными пачками. Только благодаря этому нам удалось отстоять те поправки, которые стали, на мой взгляд, шагом вперед».Особое внимание Ирина Викторовна уделила вопросам социальной поддержки молодого педагога. «Социальный пакет, принятый в Новосибирске, действует в немногих городах. Сохранятся ли эти льготы, зависит от того, насколько слаженно будет действовать профсоюз. Зависит и от вас тоже», – обратилась она к молодым профлидерам.Надежда Болтенко, председатель Совета депутатов Новосибирска, подчеркнула, что четвертая часть городского бюджета, утверждаемого на сессии, идет на развитие образования, и обещала дальнейшую поддержку педагогам со стороны депутатов.Активное участие в подготовке и работе форума приняли представители первичных профсоюзных организаций – Юлия Фокина из школы №197 Дзержинского района Новосибирска, Александр Солодовников из школы №64 Кировского района, Ольга Трунова из школы №207 Калининского района. Все они являются членами Совета молодых педагогов и не понаслышке знакомы с проблемами, с которыми сталкивается педагог, недавно покинувший студенческую скамью.«Мне в декабре 2013 года постановлением президиума Новосибирского обкома профсоюза поручено представлять интересы молодых педагогов – членов профсоюза в составе Совета молодых педагогов при ЦС Общероссийского профсоюза образования. Поэтому работу нашего форума и предстоящие встречи совета, круглые столы, консультации, участие в реализации профсоюзных проектов и общение с молодыми коллегами Новосибирска и Новосибирской области я рассматриваю и как хороший ресурс получения информации, и как способ найти ответы на вопросы, которые нас волнуют, – говорит Юлия Фокина. – Убеждена, что профсоюзная организация – это опора для молодого педагога, особенно в начале карьеры, потому что профсоюз я рассматриваю как союз моих коллег-профессионалов».Среди вопросов, волнующих молодых учителей, наиболее остро стоят проблемы жилья, недостатка информации о социальных льготах работников образования в Новосибирске, неясности перспектив карьерного роста, избыточной отчетности.На вопрос «Что вы хотели бы видеть от профсоюза?» отвечает Ольга Трунова: «Самое главное – получать информацию о действующих профсоюзных проектах, ведь их финансирование осуществляется и за счет наших взносов! Хотелось бы правовой поддержки в решении вопросов, связанных с ипотекой. И конечно, необходимо усилить индивидуальную работу с настоящими и потенциальными членами профсоюза через демонстрацию роли и значения профсоюза, особенно в удовлетворении социальных потребностей, в реализации индивидуальных трудовых прав».Встречи, консультации, диалог с властью, по мнению участников форума, должны стать нормой профсоюзной работы с молодыми педагогами. В то же время надо больше проявлять собственной инициативы, поднимать наболевшие вопросы, выходить с предложениями.В завершение модератор форума Светлана Сутягина подчеркнула, что работа с молодыми кадрами будет системной: «Задачей профсоюза образования в работе с молодежью является всемерная помощь и поддержка при адаптации в профессиональной деятельности, выстраивании отношений с администрацией, коллективом, учениками и их родителями. И конечно, защита прав и социальных гарантий, создание условий для формирования активной жизненной позиции.Вопросы, предложения, мнения, прозвучавшие на форуме, станут ориентирами при планировании дальнейшей деятельности профсоюза. Именно в сфере формирования молодежной политики мы должны предвидеть, действовать на опережение с учетом того, каким мы хотим видеть наше общество в будущем. Многие проблемы сейчас возникают из-за того, что изменилось общество, изменились люди. Молодежь хочет быть услышанной, перейти к активному диалогу. Начало положено. Диалог с властью состоялся. Пути решения принципиальных проблем молодых педагогов определены».
Комментарии