Девятый год подряд наше учебное заведение принимает на обучение по профессиям столяр, автомеханик, горничная инвалидов по слуху. У нас накоплен большой опыт обучения этой категории детей, общения с ними. Надеюсь, что эти рекомендации помогут моим коллегам – преподавателям и мастерам производственного обучения.
Слабослышащие дети внимательно наблюдают мимику и жесты, которые сопровождают устную речь окружающих людей, поэтому зрительное восприятие во время общения с собеседником играет для них большую роль.
У детей с патологией слуха в раннем школьном возрасте снижена память. Может наблюдаться задержка развития словесной памяти. Поэтому чрезвычайно важно, чтобы материал, который им предлагается запомнить, был четким, выверенным, с ясным смыслом.
Также дети с патологией слуха позже овладевают речью, и это определяет своеобразие развития мышления: в процессе обучения ребята сравнительно легко пополняют свой словарь, однако с трудом усваивают значение обобщающих терминов, осмысливают понятия. Все это может отразиться на знании грамматики.
Дефект слуха влечет за собой некоторые особенности формирования личности.
У ребят можно отметить такие качества, как доброта и привязанность, но также вспыльчивость и недоверчивость. Школьникам свойственны и черты инфантилизма, они не спешат взрослеть, значительно дольше остаются детьми.
У них высокая самооценка, так как она недостаточно сформирована, однако с возрастом такие ребята начинают относиться к самим себе критично.
Если вы хотите лучше понять детей с ограничением слуха, повысить качество усвоения уроков, если стремитесь, чтобы ребята хорошо усваивали материал, прислушайтесь к следующим рекомендациям:
1. Речь учителя должна быть выразительной и эмоциональной.
2. Посадите в классе ребенка с патологией слуха так, чтобы он видел лица одноклассников, когда они отвечают, и лицо учителя, когда он объясняет учебный материал.
3. Во время диктантов лицо учителя (по возможности) должно находиться на одном уровне с лицом особого ученика.
4. Если у ребенка одно ухо слышит хуже, чем другое, то он должен так сидеть за партой, чтобы слышать речь учителя более здоровым ухом.
5. Если ребенок не услышал диктуемое слово, можно проговорить его около ушной раковины.
6. Все новые термины, понятия при подаче нового материала можно предъявить в виде печатных табличек или написать на доске.
7. Для адаптации ребенка в среде слышащих одноклассников необходимо провести воспитательную беседу с ребятами, объяснить особенности общения со слабослышащим ребенком.
8. Работая с родителями, у которых дети имеют дефекты по слуху, делайте упор на то, что без их помощи и поддержки ребенку будет трудно успевать за слышащими одноклассниками.
9. В домашних условиях с детьми, которые страдают патологией слуха, должны общаться так же, как и в школе, – говорить нормальным голосом (можно немного громче), но ни в коем случае не кричать.
10. Если у ребенка есть индивидуальной слуховой аппарат, требуйте его постоянного ношения в учебном заведении и следите за тем, чтобы он был постоянно включен (отключать можно только на перемене или на уроках физкультуры).
11. Помните! Нельзя подходить к слабослышащему ребенку со спины. Это пространство вызывает у него тревогу. Лучше посадить особого ученика поближе к стене, чтобы сзади никто не мог его напугать.
12. Чтобы привлечь внимание ребенка, который плохо слышит, можно помахать ему рукой или похлопать по плечу. Смотрите ему прямо в глаза и говорите четко. Не все дети, которые плохо слышат, могут читать по губам.
В моей практике был ученик, который обращался ко мне на «ты». Когда я попыталась выяснить причину такого обращения, он не смог объяснить. Если вы столкнулись с такой или подобной ситуацией, не акцентируйте на этом внимание – значит, так ребенку удобнее.
И последнее: никогда, разговаривая с учениками, у которых есть проблемы со слухом, не используйте слово «инвалид» – это для них трагедия.
Татьяна СИДОРОВА, мастер производственного обучения технологического колледжа №21, Москва
Комментарии