search
main
0

Лицейское братство

Стремление к успеху не ради успеха, а ради совершенствования личности

19 октября в России отмечается праздник «Всероссийский день лицеиста», берущий начало с открытия Царскосельского лицея в этот день в 1811 году. Позже его выпускники регулярно собирались в этот день на лицейские обеды. Лицей создавался как учебное заведение для дворянских детей, призванное вырастить новое поколение русской элиты. И действительно, он с этим справлялся блестяще, подарив России выдающихся деятелей культуры, политики, экономики, военного и государственного дела. В легендарном первом наборе можно увидеть фамилии Пушкина, Горчакова, Кюхельбекера и многих других известных исторических личностей.

Царскосельский лицей был настоящей инновацией в образовании тех лет. Там были строго запрещены физические наказания, преподаватели и ученики общались на «вы» и были на равных. Педагоги были максимально вовлечены в то, чтобы как можно глубже раскрыть все грани таланта своих воспитанников. Такая по-настоящему семейная атмосфера и сформировала то, что выпускники вспоминали как лицейское братство.

Все лицеисты проходили строжайший отбор на основе вступительных испытаний. В те времена это были дети из богатых дворянских семей и помимо успехов на экзаменах им надо было заручиться поддержкой и рекомендацией кого-либо из влиятельных людей того времени. Зачисление проходило раз в три года. Дальнейшая учеба составляла 6 лет (изначально 2 трехгодичных курса, но начиная с 1836 года 4 по полтора года). Лицеисты жили и учились в своей замкнутой «коммуне» в Царском Селе (хотя в 1843 году состоялся переезд лицея в Санкт-Петербург, далее это уже был Императорский Александровский лицей). Там жизнь лицеистов была организована в соответствии со строгим учебным расписанием и распорядком дня. Все дисциплины, которые они изучали, можно разделить на:

– словесные (российская, латинская, немецкая и французская словесность и языки, риторика);

– нравственные (Закон Божий, этика, логика, правоведение, политическая экономия);

– исторические (российская и всеобщая история, физическая география);

– физические и математические (математика, начала физики и космографии, математическая география, статистика);

– изящные искусства и гимнастические упражнения (чистописание, рисование, танцы, фехтование, верховая езда, плавание).

29 мая 1918 года постановлением Совета народных комиссаров лицей был закрыт. Освободившееся здание занял Пролетарский политехникум. Но наследие лицейских традиций никуда не ушло. В Советском Союзе лицейские традиции в более современном виде нашли себя в реализации школ-интернатов для одаренных детей при университетах (например, СУНЦ имени А.Н.Колмогорова при МГУ), а также различные специализированные школы, как физико-математического, так и гуманитарного профиля, которые, правда, уже не были интернатами.

В современной России в 90‑е годы на базе профилированных физико-математических, гуманитарных, лингвистических школ начали создаваться современные лицеи – те же школы для одаренных детей, куда на основе вступительных испытаний может поступить любой ребенок независимо от происхождения и вероисповедания. Эти лицеи во многом заимствуют постулаты обучения, уважения и равенства между детьми и преподавателями, что позволяет формировать тот лицейский дух уже на базе многих школ, разбросанных по нашей огромной стране. Эти лицеи, как правило, формируют сильнейшие кадры в стране, их выпускники поступают в самые престижные вузы России и мира, добиваются огромных карьерных высот, обеспечивают успешное развитие и процветание Отечества.

Почерпнув идеи дореволюционных лицеев, современные лицеи используют индивидуальный, личностно ориентированный подход, применяют различные формы обучения, такие как лекции, семинары, дискуссии, круглые столы и др. Преподаватели раскрывают научный, творческий потенциал лицеистов, прививают исследовательский навык.

Главным лицейским принципом остается стремление к успеху не ради успеха, а ради совершенствования личности. На современном этапе элитарное лицейское образование также востребовано.

В рейтинге лучших школ России на лидирующих позициях находятся СУНЦ МГУ, Физтехлицей имени П.Л.Капицы, лицей «Вторая школа». Учеба в лучших лицеях нашей страны открывает путь юношам и девушкам в научную, экономическую, политическую элиту нашего государства. В современных лицеях, как и в царскосельском, силен тот же особенный дух лицейского братства, который объединяет поколения выпускников разных лет, делая их семьей, имеющей общие ценности и взгляды, которые двигают человечество вперед.

Элла ВАЛИЕВА, преподаватель политехнического колледжа №50 имени дважды Героя Социалистического Труда Н.А.Злобина

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте