search
main
0

Лицеисты учатся наперегонки. Здесь обращаются к ученикам на вы

Не каждый старшеклассник из обычной школы выдержит такие испытания по физике, математике, биологии и литературе, какие по плечу ученикам лицея научно-инженерного профиля, который создан в городе-наукограде Королеве. Здесь готовят будущие инженерно-технические кадры – специалистов для градообразующих предприятий. Конечно, после лицея еще предстоит учиться в вузе, однако солидную базу знаний они получают уже здесь. Лицей существует всего несколько лет, но уже считается лучшим не только в городе, но и в Московской области в целом. Как и почему лицей стал таким успешным и привлекательным, рассказывает директор лицея, кандидат исторических наук Ольга ДОМАШИНА.

– Ольга Владимировна, как создавался ваш лицей? Почему в нем возникла необходимость?- Высокотехнологичные отрасли нуждаются в квалифицированных специалистах, инженерах и научных работниках. Такие кадры мы и призваны растить для нашего наукограда. Четверть века назад вышло совместное постановление Министерства общего машиностроения СССР и Государственного комитета СССР по народному образованию о создании нашего лицея. Сначала это была средняя школа №4 научно-инженерного профиля, а в 1995 году она стала лицеем. Была определена задача – отбирать и учить особо одаренных детей, готовить их к учебе в лучших вузах Москвы, чтобы, получив диплом, молодые люди возвращались на заводы и в научные институты.- Как вы набираете детей для обучения? Принимаете всех желающих, а потом происходит естественный отбор?- Отбор происходит уже при приеме учеников, в ходе конкурса, в 2015 году он составил пять человек на место. К нам поступают дети не только из города Королева, но и из соседних – Пушкина, Щелкова, Ивантеевки, Мытищ.- Чем процесс обучения в вашем лицее отличается от других школ?- В организации учебного процесса есть особенности, помогающие детям получать хорошие знания. Каждый класс делится на подгруппы (по предметам с углубленным уровнем изучения). Это дает возможность учителю работать индивидуально, в такой ситуации он хорошо видит сильные и слабые стороны каждого. Работа учителя становится более эффективной, точной, почти филигранной.Конечно, мало какая школа имеет такой преподавательский состав, как наш лицей. Физику, математику и историю преподают вузовские преподаватели, в том числе из Московского государственного университета леса, Московского городского педагогического университета. Это доктор наук, профессор Александр Алексеевич Чухланцев, кандидат физико-математических наук Игорь Евсеевич Сигалов, кандидат технических наук Юрий Петрович Царьгородцев, кандидат исторических наук Максим Владимирович Палеолог.Лекционно-семинарские занятия – тоже наша особенность. Конечно, лекции в лицее значительно отличаются от вузовских. В самом начале введения такой формы, естественно, была проблема: как сделать лекции доступными для школьников, чтобы каждый понял, в чем суть изучаемой темы? Построение таких лекций пришлось отрабатывать довольно долго. Теперь мы читаем лекции не только ученикам из выпускных классов, но и младшим – семиклассникам, восьмиклассникам и девятиклассникам. Наши преподаватели этому научились. Дети не просто внимательно слушают, но и учатся конспектировать. Для лекций по физике, алгебре и геометрии в расписании есть отдельный час, а затем ребята расходятся по группам и учителя отрабатывают с ними уже практические навыки.- Ольга Владимировна, я слышала, что ребята, бывшие в своей школе отличниками, в лицее становятся троечниками…- Да, мы требовательны к ученикам, у нас высокие критерии. На «4» и «5» учатся немногие, но зато результаты ЕГЭ у них очень хорошие. Действительно, наши тройки равнозначны пятеркам в обычных школах. Это постоянно стимулирует ребят на более высокие достижения в учебе.- Учителя других школ жалуются: дети не хотят учиться, не слушают учителя, не выполняют домашних заданий. А у вас бывает что-то подобное?- Мы с такой проблемой никогда не сталкивались. Наши ребята приходят в лицей не для того, чтобы провести время, а чтобы учиться и постоянно узнавать новое. Дети, можно сказать, бросаются на штурм неизвестной темы, обгоняя друг друга. Им не терпится изучить тему глубоко и со всех сторон. У них просто не принято бездельничать, а не выполнять домашние задания стыдно.- Все ли ребята занимаются интенсивно и охотно при такой сложной программе?- Лицеисты с удовольствием занимаются на уроках, но нередко считают, что этого им недостаточно, и расширяют свои познания по особо заинтересовавшей проблеме на дополнительных занятиях и в кружках. С ними занимаются наши бывшие ученики: выпускник МГТУ им. Н.Э.Баумана Илья Маркелов ведет кружок по программированию микроконтроллеров, Екатерина Ромадина – факультатив «Навыки социального общения», Дарья Казеннова занимается с нашим «олимпийским резервом» математикой, решает особо сложные задачи.В лицее установлен часовой перерыв в середине дня. За это время дети успевают пообедать, отдохнуть, пообщаться, просмотреть в читальном зале газеты и журналы, поиграть в шахматы. Благодаря часу отдыха ребята легче справляются с лицейской нагрузкой.- Интересная учеба побуждает ребят к творчеству?- Творчество – обязательная сторона нашей жизни. В лицее, как и в вузах, есть свое научное общество, только ученическое. Оно имеет несколько направлений, связанных прежде всего с космонавтикой: космические технологии, проблемы экологии, психология и космос. Руководят нашим обществом специалисты из РКК «Энергия» и наши выпускники – ученые, аспиранты, магистры. Они привлекают детей к участию в научных и технических конкурсах. Наиболее популярный из них – Международная космическая олимпиада, ежегодно проводимая в Королеве в октябре. Наши лицеисты разрабатывают творческие проекты, связанные с космосом и космонавтикой. На первом этапе происходит защита проектов, на втором – испытания по разным предметам – по физике, математике, информатике и литературе. В олимпиаде принимают участие ребята из других городов России и из-за рубежа – из Великобритании, Германии, Греции, Израиля, США, Казахстана.- Ольга Владимировна, куда поступают ваши выпускники после окончания лицея?- Наших выпускников, среди которых есть и стобалльники, с большой охотой принимают ведущие вузы – МГУ им. М.В.Ломоносова, МГТУ им. Н.Э.Баумана, МФТИ, МАИ, МЭИ, НИУ ВШЭ, РАНХиГС. Все учатся на бюджетной основе. Выпускница нашего лицея Наталья Хуцишвили, сдавшая на 100 баллов ЕГЭ по русскому языку, химии и биологии, поступила на факультет фундаментальной медицины в МГУ.- Интересуются ли вашей работой, нестандартными формами обучения учителя из других школ?- У наших учителей есть чему поучиться. Более 70% учителей лицея – педагоги высшей категории, шестеро имеют ученую степень. По отзывам многих наших гостей, в лицее «скопилась целая кладовая педагогических идей», и преподаватели охотно делятся с коллегами своим опытом.- Напряженная учеба оставляет лицеистам время для других увлечений?- Наши дети с удовольствием занимаются в спортивных секциях. Зимой – лыжным спортом, плаванием в бассейне. У нас есть хоровая студия, танцевальный кружок. Летом любят путешествовать. Наши ученики побывали в Крыму, Белоруссии, городах Золотого кольца России, Великом Новгороде, Пскове, Смоленске. Посещают наши городские музеи: Королевский исторический музей, Дом-музей Марины Цветаевой, музеи предприятий – РКК «Энергия», КБ «Химмаш». Памятным событием стала проведенная в лицее акция, посвященная 70-летию Великой Победы.- Родители вас поддерживают? Не сетуют на трудности, на нагрузку?- Родители – наши союзники. Большинство из них работают на градообразующих предприятиях. Это, как правило, специалисты высокого класса, уникальных профессий, научные работники. Они поддерживают увлеченность своих детей учением, творчеством. У нас установились доброжелательные, уважительные отношения между родителями и педагогами, между педагогами и детьми. Родители говорят: «У вас очень легко дышится, спокойно, комфортно». Да, мы даем детям свободу, но не допускаем вседозволенности.Почему детям интересно учиться в лицее? Потому что мы делаем ставку на мотивацию детей к собственному развитию, опираясь на их интересы и склонности. Для этого создаем условия учебы, качество которой обеспечивает высокая квалификация учителей. Наши дети любят и хотят учиться, особенно тому, что им нравится. В учебе и творчестве раскрываются их интересы и склонности, они начинают понимать, в каких профессиях могут стать успешными, выбирают вуз. За это и любят ученики свой лицей.Московская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте