Заключительный раунд
“Своя игра”.
Тема: “Ученье – свет”.
Данная викторина предназначена для внеклассной работы со старшеклассниками и может быть использована для проведения общественного смотра знаний, методических недель, школьных вечеров. В ней принимают участие три команды произвольной численности, которые, пользуясь приведенной схемой, выбирают тему вопроса и его стоимость. Право ответа принадлежит команде, первой поднявшей табличку со своим названием. В случае верного ответа на счет команды поступает количество баллов, соответствующее стоимости вопроса, и команда получает право выбора следующего вопроса. Если дан неправильный ответ, та же сумма со счета команды снимается и право ответить на этот вопрос переходит к другим командам. Закончив игру по основной сетке, команды отвечают на финальный вопрос с произвольной ставкой, размеры которой могут колебаться от одного балла до всей суммы, имеющейся на данный момент у каждой из трех команд. Команда, на счету которой по результатам предыдущего раунда ноль баллов или отрицательный результат, на этом этапе выбывает из игры. Оставшиеся команды делают свои ставки “вслепую”, зная только тему финального вопроса, но не зная ни его содержания, ни ставки соперников. Когда ведущий прочитает этот вопрос, команды после 30-секундного обсуждения отвечают на него в письменном виде. В случае правильного ответа они получают сумму, поставленную ими на кон; если ответ неверный, та же сумма снимается с их счета. В игре предусматриваются следующие раунды: раунд “Кот в мешке” – вопросы должны быть переданы любой другой команде; раунд “Своя игра” – стоимость вопроса может быть увеличена в пределах всей суммы баллов, которой на данный момент располагает команда. Соперники могут “выкупить” право ответа на этот вопрос, поставив на кон большее количество баллов. Право ответа на этот вопрос принадлежит только выигравшей торги команде. Если одна из команд идет “ва-банк”, т.е. ставит на кон всю имеющуюся на их счету сумму баллов, другие участники могут перекупить вопрос только своим “ва-банком”, если сумма баллов у них больше. В этом случае при неправильном ответе на счету команды остается ноль баллов, если же она отвечает на него верно – сумма баллов удваивается.
Иван Грозный
10 баллов. Этот боярин присутствовал при убийстве Иваном Грозным царевича Ивана, был сильно ранен при попытке защитить его и долго болел после этого. (Ответ: Борис Годунов).
20 баллов. Из рода этого знаменитого ордынского темника, согласно легенде, происходила мать Ивана Грозного. (Ответ: Мамай).
30 баллов. Подраунд “Кот в мешке”. Именно этот монарх, а вовсе не Петр I, первым разрушил сложившийся стереотип поведения российского царя: он так быстро ходил, что слуги не успевали за ним, на охоте рисковал жизнью, после обеда не спал, а отправлялся гулять, заглядывая в лавки и мастерские, объявил, что дважды в неделю будет лично принимать челобитные. Историки считают, что именно это и стало причиной его падения. О ком идет речь в вопросе? (Ответ: Лжедмитрий I).
40 баллов. По воспоминаниям И. Массы, когда Иван Грозный надевал красную одежду, он проливал кровь подданных, когда надевал белую одежду, то всюду веселились, “но не так, как подобает честным христианам”. А чем занимался царь, надев черную одежду? (Ответ: Людей убивал без пролития крови – топил или вешал).
50 баллов. Английский поэт и государственный деятель Джайлс Флетчер, побывавший в России в 1588-1589 годах, писал, что Иван IV нередко сравнивал свой народ с бородой или с отарой овец. Как мотивировал такое сравнение сам Иван Грозный? (Ответ: и бороду и овец “для доброго роста надобно часто стричь”).
Петр I
10 баллов. В своих донесениях датский посланник в России Юст Юль утверждал, что Петр I не случайно позволил разбогатеть одному из своих фаворитов: тот только считался богатым, тогда как истинным хозяином его состояния был сам Петр. Внезапная смерть императора позволила нашему герою стать одним из самых богатых людей Европы. Назовите его имя. (Ответ: Александр Меншиков).
20 баллов. “Он был, как и я, артиллерийским поручиком!” – сказал о Петре I другой великий император. Назовите его. (Ответ: Наполеон Бонапарт).
30 баллов. Может показаться странным, но Петр I музыки не любил и с трудом переносил игру оркестра на балах. Но он обожал этот музыкальный инструмент и сам охотно играл на нем. (Ответ: барабан).
40 баллов. Именно этот предмет мебели, которым пользовался Петр I во время своего пребывания в Зандаме, поразил Наполеона своими небольшими размерами. “Для истинно великого ничто не является малым”, – сказал он по этому поводу. (Ответ: кровать, точнее шкаф-кровать).
50 баллов. Приводимый ниже рассказ хорошо раскрывает характер первого русского императора: местные чухонцы, пытаясь отговорить Петра I от размещения Санкт-Петербурга в устье Невы, показали ему березу, на которой делали зарубки в годы наводнений. Самая высокая была выше роста. Что приказал сделать Петр? (Ответ: срубить березу).
Елизавета Петровна
10 баллов.
Веселая царица
Была Елизавет:
Поет и веселится,
Порядка только нет.
Так писал о Елизавете Алексей Константинович Толстой. А чем больше всего гордилась эта императрица? (Ответ: тем, что во всей России никто лучше, чем она, не умеет танцевать).
20 баллов. В отличие от Петра I его дочь не носила с собой дубинку – она прекрасно обходилась предметами своего гардероба, оставлявшими неизгладимые следы на лицах не угодивших ей приближенных. Назовите их (Ответ: туфли).
30 баллов. Подраунд “Своя игра”. Именно этот знаменитый немецкий барон служил в кирасирском полку в период правления императрицы Елизаветы. (Ответ: барон Мюнхгаузен).
40 баллов.
Именно так, по приказу Елизаветы, стала называться первая рота Преображенского гвардейского полка после удачного дворцового переворота. (Ответ: “Лейб-компания”).
50 баллов. Елизавета была большой модницей. Как вы думаете, почему же она отправила в тюрьму торговавшую модными вещами француженку – некую мадемуазель Тардье? (Ответ: некоторые новинки Тардье продала, не показав предварительно Елизавете).
Екатерина II
10 баллов. Екатерина II обладала своеобразным чувством юмора. Как вы думаете, с какой целью императрица подарила вязаный кошелек одному из нечистых на руку придворных? (Ответ: чтобы тому было куда складывать взятки).
20 баллов. Именно такой, по мнению Людовика XVI, была фамилия Екатерины II. (Ответ: он называл ее “мадам Потемкина”).
30 баллов. Однажды один из губернаторов пожаловался фавориту Екатерины II на то, что его безосновательно обвиняют во взятках, и получил весьма остроумный ответ: “Меня тоже в этом обвиняли, но что любопытно, как только я перестал брать, так и обвинять перестали”. Назовите имя фаворита. (Ответ: Григорий Орлов).
40 баллов. По мнению самой Екатерины, именно это должно было случиться с ней, если бы она родилась мужчиной. (Ответ: “Если бы я была мужчиной, то была бы убита, не дослужась до капитанского чина).
50 баллов. Подраунд “Кот в мешке”. Из четырех императриц она была единственной, которая оставила своим преемникам не долги, а огромную по тем временам сумму денег – 2 миллиона рублей наличными. (Ответ: Анна Иоанновна).
Николай I
10 баллов. Именно это государство Николай I образно назвал “больным человеком Европы”. Фраза современникам понравилась и вошла в повседневный лексикон дипломатов многих стран. (Ответ: Турцию).
20 баллов. Подраунд “Кот в мешке”. Этот русский император говорил о себе: “Из меня делали Марка Аврелия, в то время как России нужен был Чингисхан”. А вот какого мнения был о нем знаменитый русский историк Василий Ключевский: “…вступил на престол с запасом возвышенных и доброжелательных стремлений, которые должны были водворять свободу и благоденствие в управляемом народе, но не давал себе отчета, как это сделать. Эта свобода и благоденствие, так ему казалось, должны были водвориться сразу, сами собой, без труда и препятствий… Разумеется, при первом же опыте встретились препятствия; не привыкнув одолевать затруднений, он приходил в уныние. Непривычка к труду и борьбе развила в нем наклонность преждевременно опускать руки, слишком скоро утомляться; едва начав дело, он уже тяготился им…” О ком идет речь в вопросе? (Ответ: Александр I).
30 баллов. Когда Николай I приказал выяснить, кто из 58 губернаторов не берет взятки, Третье отделение доложило: только двое – киевский фундуклей, который сказочно богат, и сын этого знаменитого “бунтовщика”, бывший губернатором в Ковно. Назовите его фамилию. (Ответ: Александр Николаевич Радищев).
40 баллов. Именно об этом несостоявшемся цареубийце Николай I сказал: “Этот молодой человек преисполненный прямо любви к отечеству, но в самом преступном направлении”. (Ответ: декабрист Петр Григорьевич Каховский).
50 баллов. Именно это обязан был сделать иностранец, получивший в подарок от Николая I табакерку. (Ответ: покинуть Россию).
Николай II
10 баллов. Подраунд “Кот в мешке”. Шведский дипломат при русском дворе Армфельд писал об этом российском императоре: “Он с нетерпимостью и жестокостью деспота соединял известную справедливость и рыцарство в то время шаткости, переворотов и интриг”. Денис Давыдов позже сказал о нем: “…ему нельзя было отказать в замечательных способностях и рыцарском благородстве”. А известный поэт серебряного века Владислав Фелицианович Ходасевич писал: “…Он осужден своими убийцами. Осуждая его, они оправдывали себя”. О ком идет речь в вопросе? (Ответ: Павел I).
20 баллов. Именно это категорически запрещалось делать учителям Николая II в бытность его наследником престола. Поэтому уровень образованности императора остается загадкой для историков. (Ответ: задавать ему вопросы).
30 баллов. По мнению этого немецкого родственника, Николай II был способен лишь на то, чтобы “жить в деревне и выращивать турнепс”. (Ответ: германский император Вильгельм II).
40 баллов. С 23 августа 1915 года Николай II принял на себя управление всей российской армией. А какое воинское звание имел новый главнокомандующий? (Ответ: полковник, так как после восшествия на престол продвижение в звании было не положено).
50 баллов. Николай II терпеть не мог это безобидное, широко употребляемое ныне слово и даже собирался запретить его употребление. Назовите его. (Ответ: интеллигент).
Раунд “Своя игра”. Тема: “Ученье – свет”.
Вовсе не Петр I, а именно этот царь был первым монархом, направившим россиян на учебу за границу. Назовите его. (Ответ: Борис Годунов).
Валерий РЫЖОВ,
историк
Протвино,
Калужская область
Комментарии